Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Проблемы психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи |
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ НАУКАХ 1.1. Социально-психологический анализ семьи Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными обществами, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признаком. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах [20]. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей и т.п. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью её членов, которая делает её относительно автономным социально-психологическим образованием. Семью можно отнести к естественной малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют – достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение – сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д. Для того, чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив: - успешно справляться с возложенными на неё задачами; - иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения; - создавать для каждого своего члена возможность развития как личности. Психологически развитой как коллектив считается такая семья, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. Таких малых групп, которые бы полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя», «установка» и «роль». Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи [51]. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1433 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |