Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка

2.2.2. Генограмма семьи

2.2.2. Генограмма семьи


Первая семья

По словам матери, развод родителей тяжело переживала дочь, в отличие от сына. Георгий развод родителей пережил легко, так как всегда был больше привязан к матери, чем к отцу (а его сестра – наоборот). Георгий называет свои отношения с родителями дружескими, но говорит, что к отцу он почти безразличен. О своей матери он говорит, что она «хорошая мама, не строгая. Она вспыльчивая, но справедливая; быстро вспыхивает и остывает, если понимает, что неправа». Разлука брата и сестры год назад была ударом для обоих детей, но для сестры – в большей степени. Георгий и его сестра с детства «росли как близнецы»; но, кроме того, брат всегда должен был следить за сестрой. По словам матери, у детей были хорошие отношения; девочка была очень привязана к брату.
Развод родителей произошел из-за того, что мать и отец «не сошлись характерами». По мнению матери, суть этого «несходства» заключается в том, что она обладает более сильным и независимым характером, чем бывший муж. Мать о себе высказывается как о человеке жестком, суровом. В общении она производит впечатление человека «строгого, но справедливого», независимого и оригинального во взглядах и суждениях, уверенного в себе. Сама мать с детства воспитывалась жестко (по принципу «не хочешь – заставим, не можешь – научим»); ее воспитанием занимался, в основном, отец, с которым она всегда была в более близких отношениях, чем со своей матерью. С детства она регулярно ходила с отцом в походы в горы, где ее достаточно жестко приучали к ответственности и самостоятельности. Например, одну отправляли через лес за водой, где она должна была сама сориентироваться, найти дорогу. Георгий с 3-летнего возраста ходил в походы вместе с матерью и дедом; его, также, одного посылали в лес и т.п., приучали к самостоятельности, ответственности за группу. Например, приходилось идти по 10 – 20 километров, несмотря на усталость, приходить на место вовремя. В участнике похода воспитывалось понимание того, что он отвечает за группу – так же, как и группа отвечает за него. За какие-либо проступки, по словам матери, следовало жестокое наказание (моральное, не физическое).
Кроме того, на Георгия с детства была возложена ответственность за семью, за младшую сестру: Георгий много времени проводил с сестрой, сидел с ней, когда родителей не было дома; когда Даша была маленькой, по ее плачу он понимал, что ей нужно. После развода мать старалась внушить сыну, что он должен быть во всем самостоятельным, что он должен «занять место отца в семье». Мать много времени проводит на работе, поэтому сын часто остается дома один на целый день: самостоятельно завтракает и собирается в школу, сам приходит из школы, обедает, делает уроки; Георгий может приготовить что-то себе и матери, принять пришедших в гости друзей мамы (если ее нет дома).
Мать старается внушить детям: «Ты – личность, ты не похож на окружающих». С сыном она общается свободно, «на равных», часто – как со взрослым (как бы отводит ему роль мужчины в доме, побуждает сына к самостоятельности и ответственности); поощряет наличие у ребенка его собственного мнения. Мать считает правильным такое воспитание: строгость с ребенком, развитие в нем ответственности. Она считает, что родители желают ребенку хорошего и поэтому могут быть требовательными к нему.
О себе мать высказывается: «Я мама суровая», «Я жестокая мать». Мать говорит, что «не сюсюкала» с детьми, воспитывала «жестоко» (т.е. учила на примерах, на их собственном опыте, не оберегала детей от отрицательного опыта в жизни). Так, например, когда дети были маленькими (2 – 3 лет), чтобы дать им понять, что такое «горячее» и почему нельзя трогать горячие предметы на кухне, мама однажды приложила руки детей к горячему чайнику (ожога они не получили, но расплакались). С тех пор дети не только не трогали горячее, но и предупреждали маму: «Осторожно, это горячее!».
Свой стиль воспитания мать называет «спартанским», она действует по принципу «не мытьем, так катаньем». («Есть вещи, которые я все равно заставлю сделать»). Часто такое поведение матери вызывает сопротивление сына, в результате чего мать может повысить голос на него, «наорать, надавить». В то же время, принцип матери – «свобода под контролем»; о своем контроле за сыном она говорит: «Я не подглядываю в замочную скважину»; «Есть вещи, которые нужно контролировать, и есть вещи, которые можно не контролировать». Так, если сын идет гулять с надежным товарищем, матери, по ее словам, «все равно, куда он пойдет и что будет делать», т.е. она не будет следить за сыном, расспрашивать его, требовать вернуться домой в точно назначенное время.
Георгий учится в основном на «пятерки». Он общителен; со взрослыми (друзьями матери) он общается практически «на равных». Также мама отмечает, что у Георгия развито чувство юмора. В беседе Георгий производит впечатление общительного, самостоятельного, интеллектуально развитого ребенка.
Данные беседы свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития автономии и индивидуации подростка: Георгий самостоятелен, независим, несет большую ответственность.
Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 1049 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]