Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1.3.2. Необходимость тренировки подвижности нервных процессов у медлительных детей
1.3.2. Необходимость тренировки подвижности нервных процессов у медлительных детейТренировка является для всех знакомым понятием, не требующим пояснений, когда речь идет о спорте, физкультуре, но говорить о тренировке нервных процессов кажется странным. Между тем тренировка, т. е. целенаправленное совершенствование буквально всех функций центральной нервной системы используется очень давно. Известно, что тренируются функции органов чувств, тренируются память, внимание, и другие стороны умственной деятельности и это имеет огромное значение для развития ребенка. Мало того, исследованиями установлено, что для каждой функции имеются свои наиболее благоприятные для тренировки периоды (они называются критическими, т. к. упущенное в это время не удается компенсировать полностью позже). Имеются сведения и относительно тренировки свойства подвижности. Так, например, у собак подвижность нервных процессов тренируется очень успешно с четырех до пяти месяцев, в более ранние и более поздние сроки таких результатов достичь не удается. На взрослых людях тренировки свойства подвижности изучались, главным образом, с точки зрения увеличения скорости профессиональных движений и получены положительные результаты. На детях специальных исследований в этом направлении не проводилось, но гигиенисты и педагоги отмечают, что при изучении умственной работоспособности отмечается повышение скорости работы под влиянием систематических занятий как у дошкольников, так и школьников. В исследовании С. А. Ахмедовой на детях от трех до семи лет впервые сделана попытка определить и период, когда тренировка подвижности нервных процессов у детей наиболее успешна. Она убедилась, что таким периодом является возраст с четырех до шести лет. У трехлетних результаты были незначительными и заметно меньшими они были у семилетних ребятишек. Именно с четырех до шести лет идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов. Именно в это время нужно уделить возможно больше внимания работе с медлительными детьми. Уже в опытах Виржиковского и Майорова на щенятах было показано, что свойства силы и подвижности тренируются, "воспитываются" в значительной степени под влиянием условий жизни и можно говорить, что происходит своего рода "естественная" тренировка. Конечно, подобная естественная тренировка происходит и у детей, т. к. условия жизни не могут не сказаться на особенностях протекания нервных процессов у них. Однако, для того, чтобы эти влияния были положительными и оказывали действие в том направлении, которое нам нужно, необходимо подумать, как организовать жизнь медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности. Нужно иметь в виду также, что естественной тренировки обычно оказывается недостаточно и ребенок не может преодолеть свою медлительность в той степени, которой от него добиваются, родители должны выделить, время для специальных занятий-игр. Это не так уж обременительно, т. к. опыт показал, что при ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут. Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения некоторых условий. Первое условие: помнить, что медлительность - свойство нервных процессов ребенка и, он "копается", не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно, без попреков и понуканий. Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное обращение с медлительным ребенком: гораздо эффективнее, чем крик и наказания. Второе условие: не проявлять спешки и не нервничать, делая что-то с медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки, и т. д. - держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет у медлительного ребенка углубление торможения и еще большее замедление реакций (а у вас - раздражение). Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта. Педагог тоже должен об этом помнить и, например, направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных (конечно, нужно проследить, чтобы эти несколько минут были использованы по назначению). Условие третье: ребенку с инертными (малоподвижными) нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже при мытье рук и т. д. Эти жизненные стереотипы очень важны для любого ребенка, но во много раз важнее они для медлительного. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним задачами. Четвертое условие: любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т. д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон, т. е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. Мать прочитала своей очень медлительной дочке рассказ о белке - какая она быстрая, ловкая и вот усаживая девочку обедать, говорит ей: "А давай, ты будешь белочка! Ну, как белочка будет обедать?" Одному очень медлительному мальчику 5,5 лет, который очень хочет стать моряком, отец сказал: "Очень хорошо, но моряк не может быть копушей, его быстро спишут с корабля. Уж ты постарайся делать все побыстрее!" Мальчик действительно теперь старается скорее умыться, одеться и т. д. и постоянно приговаривает: "Моряку некогда зевать!" Попытки ускорить свои двигательные реакции в подобных случаях не сопровождаются развитием торможения, как это происходит при окриках и понуканиях, поскольку они делаются на положительном эмоциональном фоне. Необходимо подчеркнуть, что выполнение этих правил существенно облегчит положение, но для того, чтобы добиться радикального улучшения, наряду с выполнением этих правил, нужно проводить систематическую тренировку подвижности нервных процессов в специально подобранных играх. Нельзя забывать, что в эти занятия должны быть включены также игры, направленные на тренировку некоторых видов внутреннего торможения (особенно важно - дифференцировочного и запаздывательного) - это повышает эффективность тренировки и, кроме того, развитие внутреннего торможения автоматически подавляет внешнее торможение. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 987 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |