Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1.3. Основополагающие принципы работы по преодолению дефицита подвижности нервных процессов у медлительных детей
1.3. Основополагающие принципы работы по преодолению дефицита подвижности нервных процессов у медлительных детей1.3.1. Влияние условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов детей Присущая каждому ребенку скорость двигательных реакций и психической деятельности, т. е. его личный темп, определяется, в основном, врожденными особенностями, типом его нервной системы. Многие наблюдения показали, однако, что личный темп зависит и от некоторых других причин. И. П. Павлов писал, что образ поведения животного и человека обусловлен наряду с прирожденными свойствами нервных процессов также влияниями, которые действуют (или действовали ранее) на организм, иначе говоря, зависят от воспитания и обучения в широком смысле этих слов. Такой вывод в большой мере был сделан на основании опытов, проведенных сотрудниками Павлова Ф.П. Майоровым и С.Н. Выржиковывским в 1930 г. на щенках [53]. Они брали детенышей одного помета (т. е. с близкой наследственностью) и делили их на две группы: щенков одной группы просто выпускали во двор и оставляли жить на свободе, без специального ухода и опеки; щенки второй группы помещались по одному в клетки, им обеспечивались уход и питание, но они были лишены общения друг с другом, не с кем было играть, но не было надобности от кого-то защищаться. Когда животным исполнилось два года, их стали брать и лабораторию для определения свойств нервных процессов. Сразу же обнаружились очень большие различия между собаками двух групп. Выросшие во дворе по своему поведению производили впечатление животных с сильными, подвижными нервными процессами: они быстро реагировали на ту или другую ситуацию, в случае надобности могли постоять за себя, легко входили в контакт с другими животными и с людьми, быстро осваивались с лабораторной обстановкой. Животные, выросшие в клетках, напротив, все казались слабыми и инертными: проявляли трусливость, поджимали хвосты и убегали при приближении другой собаки или человека, с трудом приучались к лаборатории. Когда же провели пробы для определения свойств нервных процессов, то оказалось, что среди собак обеих групп были и сильные, и слабые, и подвижные, и медлительные. Это говорит о том, что при неблагоприятных условиях (отсутствии тренировки силы и подвижности нервных процессов, как у собак клеточного воспитания) вырабатываются новые черты, которые маскируют достаточно высокие от природы силу и подвижность нервных процессов. В условиях же, где эти свойства тренируются, "воспитываются", они могут быть улучшены даже у слабого или инертного по типу животного. Исходя из этих фактов, И. П. Павлов сделал очень важный вывод: детеныш животного (как и ребенок человека) рождается с определенными особенностями нервных процессов - "природным типом" или "генотипом", но в дальнейшем, под влиянием условий жизни на прирожденные черты наслаиваются новые и получается своего рода сплав из прирожденных и приобретенных свойств. Такой "сплав" И. П. Павлов назвал "фенотипом" или характером. Генотипические черты, конечно, остаются, т. к. тренировка не может изменить биохимические и биофизические основы работы нервной ткани, по приобретаемые новые фенотипические характеристики существенно влияют на получаемый результат. Позднее свойство подвижности изучалось многими учеными у детей и у взрослого человека и все они убедились в возможности улучшить с помощью тренировки как силовые, так и скоростные характеристики нервных процессов. Выяснилось также, что у каждого вида животных есть возрастной период, когда тренировка оказывается наиболее успешной. У щенят, например, тренировка свойства подвижности нервных процессов в возрасте 4-5 месяцев дает в три раза больший эффект, чем в более ранний или более поздний периоды. На взрослых людях изучалось влияние тренировки на быстроту профессиональных двигательных навыков у токарей и машинисток, а также на протекание умственной деятельности у преподавателей; во всех случаях получены положительные результаты. Много наблюдений касается влияния тренировки на скорость чтения. Относительно детей есть лишь наблюдения гигиенистов, которые изучали уровень умственной работоспособности у детей дошкольного и школьного возрастов. Они установили, что уже в подготовительной группе детского сада учебные занятия способствуют скорости и точности работы. В школе результаты такой естественной тренировки под влиянием занятий выражены сильнее. Но у подвижных детей оно было выражено гораздо сильнее. У подвижных детей продуктивность работоспособности в течение года повышается в среднем на 50%, у детей же инертных - только на 19,0%, т. е. работоспособность этих детей даже при тренировке, получаемой в ходе занятий остается существенно ниже, чем у их более подвижных сверстников. Очевидно, что медлительные дети нуждаются в дополнительной работе с ними по тренировке свойства подвижности. Наряду с такими наблюдениями в лабораторных условиях, большой интерес представляют случаи очень отчетливого влияния условий воспитания на характер протекания поведенческих реакций ребенка, прежде всего - на скорость. В ходе работы ленинградских исследователей обратили на себя внимание две девочки: Наташа П. 6 лет и Катя П. 6 лет, 4 месяцев, которые по одним показателям относились к медлительным, а по другим показателям - к подвижным детям. Обе девочки по отзывам воспитательниц были "ужасные копуши": при одевании, мытье, еде и т. д. задерживали всю группу, на занятиях они не укладывались в отведенное время (будь это лепка, рисование или какое-то рукоделие), но довольно быстро справлялись с задачами по счету и во всех пробах на уровень подвижности нервных процессов дали вполне удовлетворительные результаты. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 691 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |