Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1.2.3. Восприятие и усвоение информации у медлительных детей
1.2.3. Восприятие и усвоение информации у медлительных детейСлышимые слова, музыка, звуки, издаваемые животными и различными машинами, зрительные образы, осязательные ощущения и множество других явлений, воспринимаемых органами чувств, являются сигналами, которые несут человеку сведения (информацию) об окружающем мире, происходящих в нем событиях. Мозг оценивает получаемую информацию и человек действует согласно этой оценке. Ребенок тянется к вазочке с конфетами, но мама говорит: "Нельзя!" - малыш хнычет, но убирает руку; женщина ждет очереди на прием к врачу, вот вспыхнула лампочка над дверью и она встает и входит. Восприятие и усвоение информации лежит в основе всех процессов обучения, познания - учится ли малыш говорить, читает ли школьник учебник, ведет ли ученый исследование. За последние десятилетия разработано много методов определения количества информации, передаваемого различными сигналами в разных условиях. Количества информации вычисляются в двоичных единицах (битах). Труднее определение количества информации, которое усваивается мозгом человека. В 1951 г. американскими учеными Гарнером и Хейком был предложен способ вычисления количества информации, которые несут подаваемые сигналы и количества информации, которые при этом усваиваются. Этот способ был модифицирован в нашей лаборатории Д. А. Чебыкиным (1966) специально для исследований, проводимых на детях [49]. Очень важно было определить, есть ли различия в восприятии и усвоении информации подвижными и медлительными детьми - ведь это будет характеризовать их умственную деятельность. Чтобы решить этот вопрос необходимо воспользоваться схемой информационного анализа Гарнера и Хейка. Работа проводилась как игра и заключалась в том, что детей сначала обучали по сигналу (вспыхивание красного, синего, желтого света) нажимать на определенную кнопку регистрирующего аппарата. Это было очень увлекательное занятие для ребятишек и правильные двигательные реакции вырабатывались у них достаточно быстро. После того, как реакции становились прочными, безошибочными, переходили к той части работы, которая составляла самую суть: световые сигналы подавались теперь в разном темпе: сначала в довольно медленном (с интервалом в 2 секунды), потом в более быстром (с интервалом в 0,5 секунд). Ускорение темпа является нагрузкой на свойство подвижности, а для медлительных детей - серьезной нагрузкой. Нам было важно сравнить как они будут справляться с такой нагрузкой. Результаты, полученные у каждого ребенка, заносились в заранее подготовленную сетку (она называется матрицей). По этой матрице затем по специальной схеме, которую здесь, вероятно, нет надобности приводить, подсчитывалось, сколько бит информации ребенок получил при действии сигналов и сколько он из них усвоил. В наблюдениях Т. А. Борисовой (1982, 1984) на детях 6- 6,5 лет было принято, что каждый сигнал несет два бита информации. При более медленном темпе подачи сигналов (с интервалом в 2 секунды) подвижные дети усваивали в среднем 1,75 бита из двух, т. е. потери информации у них были небольшие. Интересно, что при ускорении темпа (укорочении интервалов до 0,5 секунды) количество усваиваемой информации у этих детей возрастало до 1,85 бита, т. е. на 5,1%. Это означает, что ускорение темпа подачи сигналов, требующих ускорения и деятельности мозга, оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов у подвижных детей. Медлительные дети и при подаче сигналов с интервалами в 2 секунды усваивали несколько меньше информации: и среднем 1,46 бита из двух, иначе говоря, на 16,0% меньше, чем подвижные. При ускорении темпа подачи сигналов у этой группы детей происходило дальнейшее, снижение количества усваиваемой информации до 1,23 бита, т.е. еще на 15,8%. Медлительные дети реагируют на нагрузку на свойство подвижности не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации - значит, нагрузка ведет к углублению торможения у них. Факт показывает эти отношения наглядно, становятся прямо-таки зримыми те трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала. На занятиях подготовительной групп детского сада медлительные дети не успевают уловить суть рассказа воспитательницы или даваемого ею объяснения и, естественно, что большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. Если повторить то же еще раз или говорить медленнее, инертные дети прекрасно справились бы с заданием, но ведь это далеко не всегда возможно в группе. Педагог должна дать на занятиях в группе определенный материал с установленным объемом информации и время занятий ограничено, хотя и не так жестко, как в школе. Чтобы помочь ребенку, родители должны быть знакомы с тем, чем занимается ребенок в группе и хотя бы коротко рассказать ему заранее о чем будет речь там или же потом дома вечером. Если этого не делать, то у медлительного ребенка будут накапливаются пробелы в знаниях, которые даются детям в группе. С.А.Ахмедова изучала различие в усвоении информации подвижными и медлительными детьми на довольно большом отрезке времени: с трех до семи лет, также определяя у них количество получаемой и усваиваемой информации. Поскольку С.А.Ахмедова начала исследование с малышей, то она взяла задачу несколько облегченную: подавала не четыре, а только два сигнала и по условиям математической обработки каждый сигнал нес один бит информации. Уже у трехлетних детей, отличающихся медлительностью, обнаруживается большая потеря информации при ускорении темпа подачи сигналов и эта их особенность прослеживается и далее. Обращает на себя внимание, что у детей 6-7 лет потери информации как будто меньше, чем в исследовании Т.А.Борисовой, и это действительно так. Дело в том, что реагировать на два сигнала легче, чем на четыре, и в условиях опытов Ахмедовой старшим детям, в том числе и медлительным, удалось усвоить несколько больше информации, чем в опытах Борисовой. Сравнение результатов, полученных этими двумя авторами, выявило еще одно обстоятельство: усвоение информации стоит в зависимости не только от скорости подачи сигналов, но и трудности предлагаемой задачи. Комбинация значительной скорости темпа и сложной задачи ухудшает результаты, полученные у инертных детей. Это нужно иметь в виду. |
Рейтинг: 5.0/2 |
Счетчики: 1058 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |