Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети

1.2.2. Особенности процесса торможения у медлительных детей

1.2.2. Особенности процесса торможения у медлительных детей


Для понимания особенностей работы мозга детей с высокой и низкой подвижностью нервных процессов необходимо остановиться на вопросе о соотношении различных видов торможения у них.
О торможении говорят, когда происходит замедление или остановка реакции. В случае двигательной реакции проявления торможения очевидны, торможение в умственной деятельности, например, восприятии информации, улавливается по косвенным признакам (рассеянному вниманию, сонливости и т. д.). В любом случае внешние проявления торможения доступны для наблюдения.
В лабораториях И. П. Павлова на протяжении многих лет изучали торможение сначала на животных, а позднее и у человека. На основании полученных фактов в 1935 г. Павлов дал очень подробное описание торможения, выделив два основных вида [38]:
1) врожденное, безусловнорефлекторное
2) вырабатываемое в жизненном опыте, условнорефлекторное.
Механизмы врожденной формы торможения готовы к рождению ребенка на свет, они состоят в развитии отрицательной индукции на один очаг возбуждения с другого очага, вне первого (почему этот вид торможения часто называют еще "внешним"). Например новорожденный младенец может отказываться сосать при опрелости в складочках кожи: пищевая реакция подавляется болевой. Постоянно наблюдается торможение различных реакций при действии чего-то нового. Например, защитная реакция при порезе пальца у детей тормозится ориентировочной реакцией на новую куклу. Другой пример: три девочки играют в мяч, бросая его по очереди одна другой - Оля - Ане, Аня - Маше; так игра продолжается, пока Оля не бросила мяч неожиданно Маше, минуя Аню. Маша - инертная, легко тормозимая девочка - слегка отшатнулась и "замерла", не делая попыток поймать мяч. Пока игра шла в привычном порядке, все было хорошо, но стоило нарушить стереотип, как Маша затормозилась. У подвижных детей подобной выраженности внешнего торможения нет - они легко справляются с новыми неожиданными раздражителями. Ребенок с высокой подвижностью нервных процессов сразу ответит на обращенный к нему вопрос, даст быструю реакцию на изменение ситуации игры и т. д.
Еще одна форма внешнего торможения - последовательное торможение, выражается в том, что возникшее торможение дает длинный "хвост", затягивается. Вот, четырехлетней Кате запретили трогать лампу и эта реакция затормозилась, но далее она продолжает стоять с обиженным лицом когда ее зовут посмотреть картинки, поиграть с куклой - возникшее торможение как-бы "застряло". У подвижного ребенка торможение, вызванное таким незначительным поводом, сменяется возбуждением довольно быстро, не оставляя следов. Вырабатываемое торможение сложнее по своему механизму и вероятно его тоже лучше рассмотреть на примере. На втором месяце жизни младенец начинает улыбаться, издавать радостные звуки при виде обращенного к нему лица человека, но недели через две такая реакция радостного оживления будет возникать только при виде матери. Ребенок стал отличать ее от других людей, на которые реакция теперь угасает - ослабевает и совсем исчезает. Здесь нет столкновения действия разных очагов возбуждения, как это бывает при внешнем торможении, просто угасает реакция на тех людей, которые не кормят, не ласкают: они становятся "несущественными" раздражителями для младенца. И поскольку такое угашение реакции происходит в структуре самого рефлекса, то это торможение называют "внутренним". Видов внутреннего торможения несколько, но описаны здесь только два, наиболее важных для понимания особенностей работы мозга детей с высокой и низкой подвижностью нервных процессов: дифференцировочным и "запаздывательным".
Случай, который только что приведен, относится к виду внутреннего торможения, которое называется дифференцировочным (дифференцирование - различение). Позже, когда ребенок "узнает" маму и папу, начинает правильно их называть, научается отличать кошку от собаки и т. д., это именно и есть дифференцировочное торможение.
Запаздывательное торможение вырабатывается у детей несколько позже дифференцировочного, оно представляет большие трудности. Например, ребенка усаживают за стол и ставят перед ним тарелку с кашей, но ее надо еще остудить и пока мать делает это, ребенок кричит, тянется к каше. Через некоторое время ребенок приучается в такой ситуации ждать спокойнее, т. е. тормозит свою пищевую реакцию, отодвигая ее проявления на время, нужное для того, чтобы каша остыла. Вот в этот промежуток времени, когда ребенок тормозит пищевую реакцию, и развивается так называемое запаздывательное торможение.
Эти две формы внутреннего торможения интересны, поскольку они имеют очень большое значение в формировании поведения детей. С помощью дифференцировочного торможения (которое вырабатывается) усваиваются нужные нормы поведения, например, формируется понимание того, что в одних условиях можно бегать по комнатам и шумно играть, а при других (кто-нибудь отдыхает, занимается, нездоров) - этого нельзя делать; к близким людям обращаются "на ты", а к посторонним только "на вы" и т. д., и т. д. Очень велика роль дифференцировочного торможения в обучении: например, различать буквы, цифры человек учится с его помощью. Все, что требует сопоставления, различения решается при участии этого вида торможения. С момента, когда младенец "узнал" свою мать, выделил ее среди других лиц, ребенок непрерывно использует и тренирует дифференцировочное торможение. "Запаздывательное" торможение также исключительно важно в формировании поведения - оно лежит в основе таких психических состояний, как ожидание, терпение.
И. П. Павлов указывал, что все социальное приспособление человека, т. е, усвоение правил поведения в человеческом обществе, понимание требований, адекватное реагирование на них, зиждется на выработке различных видов внутреннего торможения. Павлов говорил, что именно поэтому проблема внутреннего торможения имеет самое прямое отношение к практике педагогики . Известно, что в первые годы жизни ребенка его поведение испытывает очень сильное влияние внешнего торможения, а все проявления внутреннего постепенно вырабатываются (под влиянием воспитания) и также постепенно подавляют внешнее торможение, которое с возрастом поэтому ослабевает.

Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 1301 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]