Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1.2. Психологические особенности медлительных детей
1.2. Психологические особенности медлительных детей1.2.1. Умственная работоспособность медлительных детей Умственная работоспособность - это умение понять то или иное логическое задание и выполнить его; зависит она от уровня развития мозга и его функциональной тренированности. Иначе говоря, если шестилетнему ребенку дается задача, соответствующая возможностям его возраста, но ребенок задержался по развитию, то он не справится с задачей, он может не справиться с ней из-за так называемой педагогической запущенности, т. е. потому что с ним мало занимались. Сейчас, в связи с переходом обучения в школе с шестилетнего возраста, широко изучают умственную работоспособность - она является одним из наиболее важных показателей того, насколько ребенок "созрел" для обучения в школе. Для этой работы необходим объективный метод, который позволил бы сравнивать результаты, получаемые у массы детей, такой метод был разработан гигиенистами и заключается он в следующем. Детям раздают таблицы с изображенными на них в несколько рядов различными фигурами - это фигурные таблицы Анфимова для работы с детьми дошкольного возраста, для школьников используют такие же буквенные таблицы. В каждой строке ребенок должен выделить три фигуры, например, круг, квадрат и треугольник и в каждой выделенной фигуре поставить определенный знак: в круге знак "+", в квадрате знак "-" и в треугольнике " . ". Работа ведется две минуты, после чего таблицы у детей берут и подсчитывают количество фигур, выделенных ребенком за это время (это покажет скорость работы) и сколько сделано ошибок (что говорит о качестве работы). Из полученных по таблицам результатов определяют кроме скорости к качества работы еще ряд очень важных показателей, таких как коэффициент продуктивности умственной работоспособности, определяемый по отношению количества выделенных знаков к числу ошибок (вычисляемых на 200 знаков), силу активного внутреннего торможения (САВТ), податливость утомлению и другие. Обращают также внимание на частоту совпадения достаточной скорости работы с малым количеством ошибок, что считается благоприятным типом умственной деятельности. Малая скорость работы, сочетающаяся с большим количеством ошибок характеризует неблагоприятный тип. При изучении умственной работоспособности описанные пробы проводят несколько раз в день - это зависит от тех задач, которые ставятся обследованием. Например, если нужно узнать влияние каких-то занятий на умственную работоспособность, то пробы проводятся до и после занятия, если проверяют умственную работоспособность в течение дня, то пробы проводятся утром до занятий и после окончания занятий в конце дня и т. д. Обследование обычно проводится на протяжении двух недель по вторникам, средам и пятницам и повторяются осенью, зимой и весной для того, чтобы получить представление об умственной работоспособности на протяжении недели, года. В группы "незрелых" и "среднезрелых" попадают дети, которые имеют хорошие показатели общего психического развития, имеют запас знаний и умений в пределах возрастной нормы. Выясняется, что это - медлительные дети, которые не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий. Но так ли все просто с этими детьми? Чем же отличаются показатели умственной работоспособности подвижных и медлительных детей. Для анализа в исследовании сопоставлялись величины наиболее важных показателей умственной работоспособности подвижных и медлительных детей: скорости работы, количество ошибок, коэффициенты продуктивности работоспособности и сила активного внутреннего торможения. Скорость работы у медлительных детей меньше, чем у подвижных на 24,0%, а количество ошибок у них больше на 32,0%. Естественно, что коэффициент продуктивности у медлительных детей также существенно ниже. Важно также отметить, что благоприятные типы работы встречаются у медлительных детей лишь в 58,0%, в то время как у подвижных - в 90,0% случаев. Неблагоприятный тип умственной работоспособности требует от ребенка большего напряжения во время работы и приводит к более выраженным проявлениям утомления. У них сильнее проявляется и позное напряжение (позное напряжение возникает при длительном сохранении позы) является вообще очень утомительной частью учебных занятий для детей 6-7 лет как воспитанников подготовительных групп д/садов, так и учеников первых классов начальной школы. Основным средством борьбы с ним являются физкультурные минутки во время занятий. Более низкие показатели умственной работоспособности и выявляющаяся у медлительных детей малая сопротивляемость утомлению создает очень неблагоприятные условия для учебной работы. Результаты годовой продуктивности работоспособности подвижных и медлительных детей, полученные Э. Б. Аюровой и С. А. Ахмедовой показали, что кривая продуктивности работоспособности к весне поднимается, т. е. под влиянием обязательных занятий в детском саду продуктивность у всех детей возрастает, но у медлительных детей она и, поднимаясь, остается существенно ниже, чем у подвижных. Все описанные здесь факты свидетельствуют о том, что умственная деятельность медлительного ребенка не просто отстает по темпу, она и качественно иная. Этим еще раз подчеркивается необходимость особого внимания к этой категории детей. После определения уровня умственной работоспособности проводилась проба на "школьную зрелость", которая была предложена немецким психологом Керном и чешским психологом Йирасеком. Она заключается в том, что детям дают задание: 1) Нарисовать фигуру человека, 2) скопировать десять точек, расположенных на равном расстоянии по вертикали и по горизонтали, 3) воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов, срисовав написанную фразу. Готовые к обучению дети должны правильно представлять себе "схему тела", т. е. какие основные части тела имеются и как они расположены относительно друг друга (голова, туловище, руки, ноги, на голове глаза, уши, нос, рот, на руках пальцы и т. д., детали одежды). Вполне зрелые дети передают схему тела правильно, а у "незрелых" - изображение примитивное; то же явствует и из изображения точек и срисовывания букв. Очень интересны результаты пробы Керна-Йирасека, полученные у подвижных и медлительных детей. По этой пробе медлительные дети проявили себя как "зрелые" в таком же проценте случаев, что и подвижные, т. е. при более низкой умственной работоспособности и вытекающих отсюда трудностей, функции анализа и синтеза у них оказываются достаточно высокими. Да, шестилетние медлительные дети могут сделать многое из того, что делают их более подвижные сверстники и не уступают им в уровне общего психического развития, но им труднее - они быстрее устают, у них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее торможение [21]. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1086 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |