Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1.1.2. Основные отличия медлительных детей от подвижных
1.1.2. Основные отличия медлительных детей от подвижныхТакой вопрос кажется излишним - ведь сразу же видно, кто быстрый, подвижный, а кто - "копуша"! И на первый взгляд кажется ясным, что нужно делать с медлительными - торопить, подгонять, ставить в пример подвижных. Нет, все не так просто. Во-первых, при низкой подвижности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности - тут возникают качественные отличия в работе мозга, а значит, и в ходе обучения. Во-вторых, торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно (т. е. ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опасность невротизации. Поэтому нужно внимательнее познакомиться с медлительными ребятишками - только тогда можно будет понять, как помочь им. Первой задачей лаборатории высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР в своих исследованиях было сопоставить характер поведенческих реакций медлительных и подвижных детей в обычных условиях группы детского сада, например, при надевании верхней одежды и снимании ее перед прогулкой и после нее, раздевание и одевание перед сном и после него, мытье рук, прием пищи. По секундомеру отмечались ЛП реакций и длительность самих действий. Уже в этих наблюдениях выявилась большая разница между детьми: медлительные дети имели ЛП в 2,5-3 раза больше, чем у остальных детей, и в 1,7-2 раза большую длительность самих действий. Конечно, и взрослым людям (родителям и педагогам) часто трудно сдержать раздражение в подобных ситуациях, особенно, если они сами принадлежат к подвижному типу. Нельзя, однако, забывать, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок "не хочет пошевелиться", "копается, назло" и даже просто постоянные напоминания: "побыстрее, побыстрее!", "ты можешь поживее?" приводят только к дальнейшему углублению торможения. Наблюдения показали, что медлительные дети, очень склонны к стереотипным действиям, т. е. к поступкам по определенному шаблону; например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых (эта тенденция отмечается у детей раннего возраста независимо от типа нервной деятельности, но у медлительных детей она проявляется и в дошкольном и в школьном возрастах, именно вследствие недостаточной подвижности нервных процессов). Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит. Например, детям была предложена игра, в которой на листе бумаге были начерчены четыре квадрата, следующие один за другим и в эти квадраты в одной и той же последовательности несколько раз ребенок клал карточки с изображениями кошки, лодки, легкового автомобиля и астры. Когда картинки раскладывались безошибочно и быстро (т. е. у ребенка вырабатывался стереотип), переходили к игре, в которой выработанный стереотип нарушался. Ребенок получал те же четыре карточки и одну дополнительную, скажем, с изображением парохода. Тогда нужно было пропустить первый квадрат, ничего не класть в него, во второй вместо лодки положить пароход, а дальше - автомобиль и астру; если дополнительной карточкой была роза, то положить ее в четвёртый квадрат вместо астры, а первые три квадрата оставить пустыми. Все дети усвоили суть игры без затруднений, но в выполнении действий обнаружилась очень большая разница между подвижными и медлительными. Подвижные дети выполняли нужные действия достаточно точно, были лишь единичные ошибки. Медлительные же дети делали попытки положить карточки, когда это было не нужно. Например, дополнительной карточкой был грузовик. Медлительные дети клали в первый квадрат кошку, убирали ее, клали во второй квадрат лодку, убирали ее, затем - вместо легкового автомобиля клали грузовик. Иначе говоря, медлительным ребятам было очень трудно преодолеть выработанный стереотип действий. Инертность (т. е. недостаточная подвижность) проявляется и в речи детей. Медлительные не только "тянут" слова, но и делают ненужные паузы между ними. Психолог Т. Н. Ушакова предложила пробу на стереотипию в словообразовании у детей. Проба состоит в том, что детям сначала дается словесный стереотип (шаблон), например, называют подряд десять животных и их детенышей, названия которых сходны: лиса - лисенок, гусь - гусенок, лось - лосенок и т. п. Затем детям предлагают назвать детенышей таких животных, как лошадь, корова, свинья и т. д. Слова жеребенок, теленок, поросенок, цыпленок и другие были хорошо знакомы всем детям. В этой пробе подвижные дети легко преодолевали заданный стереотип в названиях детенышей и ошибок не делали. Медлительные же дети не могли освободиться от навязанного в первой половине опыта шаблона и говорили: лошаденок, коровенок, свиненок, собакенок. Правда, иногда они замечают некоторые свои ошибки: "Собака - собакенок... Ой, нет, щеночек! Я что-то путаюсь сегодня. Вы, что думаете, я не знаю?" Далее шло сравнение как подвижные и медлительные дети справляются с ограничением времени при выполнении какой-то работы. Как пример, было выбрано складывание квадрата из четырех деталей - прямоугольных треугольников без ограничения времени, а затем складывание такой же фигуры квадрата, но из четырех прямоугольников, при чем детям было сказано: "Это нужно сделать быстро!" Первая часть задания (без ограничения времени) у подвижных детей выполнялась за 3-3,5 секунды, и ошибки были единичными; медлительные же тратили на это в среднем 5,3 секунды. Во второй части задания, когда была дана инструкция делать быстро, результаты получились неожиданные. Подвижные дети складывали квадрат из новых деталей за 1,5-1,8 секунды также без ошибок, медлительные не только не дали ускорения, но существенно замедлили свои движения и складывали квадрат за 7,2-8 секунд. Из этих очень простых опытов видно, что ограничение времени выполнения задания у подвижных детей вызывает ускорение реакций, т. е. происходит повышение активности мозга, стимуляция его деятельности, в то время как у медлительных детей в этих условиях развивается торможение реакций. Медлительные дети, как видно из сказанного, отличаются не только медлительностью двигательных реакций - в такой же степени у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны "собраться с мыслями" прежде, чем ответят на вопрос, медленно решают логические задачи. С этим нужно считаться и педагогам. Таким образом, уже простое наблюдение над поведением детей показывает, что медлительные дети все время находятся в ситуации ограничения времени, т. к. их личный темп отстает от среднего; они склонны к стереотипам в поведении и речи, с трудом преодолевают эту стереотипию и делают при этом много ошибок; любая нагрузка на свойство подвижности (тоже ограничение времени, например), необходимость, торопиться, ускорить свои реакции вызывает дальнейшее углубление торможения и, следовательно, замедление реагирования. Отсюда можно видеть, что работа головного мозга этих детей не только отличается темпом, но и рядом принципиальных особенностей [48]. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 777 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |