Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
>Продолжение - 1.1.1. Подвижность нервных процессов как объект изучения в психологической и смежных науках
Продолжение - 1.1.1. Подвижность нервных процессов как объект изучения в психологической и смежных наукахТипы нервной деятельности, установленные Павловым очень близки к описанным древнегреческим врачом Гиппократом человеческим темпераментам. Сильный неуравновешенный тип соответствует неудержимому холерическому темпераменту по Гиппократу, сильный уравновешенный подвижный - живому, быстрому сангвиническому; сильный уравновешенный инертный - спокойному, медлительному флегматическому, а слабый тип - легко тормозимому меланхолическому темпераменту. Греческий гений, как говорил Павлов, чрезвычайно точно описал особенности каждого темперамента, ошибаясь только в причинах их возникновения (Гиппократ полагал, что в организме смешиваются четыре жидкости: вода, кровь, слизь и желчь и в зависимости от преобладания той или другой жидкости и возникает соответствующий темперамент). И. П. Павлов высоко оценивал два центральных типа - сильные, уравновешенные, дающие наилучшее приспособление, к условиям среды и писал о них: "В золотой середине стоят флегматический и сангвинический темпераменты, уравновешенные, а потому здоровые, устойчивые и истинно жизненные нервные типы, как ни различны и даже противоположны представители этих типов по внешнему виду. Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Сангвиник - горячей, очень продуктивный деятельно, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение". Определение типов, которое дал Павлов, показывает огромное различие в деятельности нервной системы, создаваемое только разницей в степени подвижности нервных процессов. Все одинаково у флегматиков и сангвиников - и сила возбуждения и торможения, и уравновешенность обоих нервных процессов, но у одних подвижность низкая, у других - высокая и вот получаются типы, которые совершенно различно чувствуют и ведут себя в одной и той же среде. Свойству подвижности И. П. Павлов придавал чрезвычайно большое значение в процессе приспособления индивидуумов к природной и социальной среде: "...так как окружающая среда постоянно, а часто - сильно и неожиданно колеблется, то оба процесса должны так сказать поспевать за этими колебаниями, т. е. обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий уступать место, давать преимущество одному раздражению перед торможением и обратно" . И. П. Павлов определял свойство подвижности как скорость возникновения и прекращения нервных процессов, как быстроту смены одного процесса другим, а также перехода от одной деятельности к другой. Очень сходное определение свойства подвижности было дано Б. М. Тепловым: он подчеркивал, что в широком смысле под этим термином разумеются все временные характеристики работы нервной системы, все те ее стороны, к которым применима категория скорости. Скорость возникновения и прекращения нервных процессов можно показать на очень простых примерах. Если нужно произвести какое-то действие по сигналу, то оказывается, что у одного человека от момента действия сигнала до начала двигательной реакции проходит мало времени, а у другого - много. Этот отрезок времени называется скрытым или латентным периодом (ЛП) реакции и он показывает, сколько времени требуется клеткам нервной системы того или другого человека для того, чтобы перейти в состояние возбуждения или торможения. Например, при переходе улицы от момента, когда вспыхнул зеленый свет до того, как человек шагнул на мостовую, прошло 0,5 секунды - это и есть ЛП его реакции - время, за которое торможение нервных клеток сменилось возбуждением составляет 0,5 секунды. Учитель сказал бегущему ребенку: "Стоп!" и он остановился через 1-2 секунды - это ЛП его реакции (нужно иметь в виду, что для перехода из состояния возбуждения в торможение всегда требуется несколько больше времени, чем для перехода из торможения в возбуждение). Показателем подвижности нервных процессов будет и скорость осуществления самого движения: мышцы сокращаются под влиянием скрытых импульсов из нервных центров и чем скорость прохождения импульсов больше, тем быстрее движение. Многие замечали, что движения двух-трехлетних малышей значительно медленнее, чем у более старших детей? Быстрота засыпания и пробуждения также характеризуют подвижность нервных процессов. При большом постоянстве личного темпа, все же имеются некоторые его возрастные колебания. Уже упоминалось, что у детей до трех лет подвижность нервных процессов очень мала, далее она постепенно увеличивается. В лаборатории Л. Г. Иванова-Смоленского было установлено, что в младшем дошкольном возрасте подвижность нервных процессов на 20% ниже, чем в старшем дошкольном возрасте и на 40% ниже, чем у учащихся начальной школы. Исследованиями ряда ученых было показано, что подвижность нервных процессов у человека возрастает до 20-22 лет, какое-то время остается на определенном уровне, затем начинает снижаться. Все авторы, изучавшие этот вопрос, отмечают, что возрастные различия меньше индивидуальных (типологических). У детей, имеющих низкую подвижность нервных процессов, с возрастом происходит ее повышение, но она всегда остается ниже, чем у тех, кто отличается высокой подвижностью. Чем же объясняются различия в уровне подвижности нервных процессов? В настоящее время установлено, что уровень подвижности стоит в прямой зависимости от содержания и активности в мозге особого вещества - ацетилхолинэстеразы. Именно это вещество определяет скорость проведения нервных импульсов по нервной ткани. Иначе говоря, уровень подвижности зависит от особенностей биохимии мозга у каждого человека. Установлено также, что степень подвижности нервных процессов (а это значит, особенности биохимических процессов мозга) передаются наследственно, причем наследование идет преимущественно по материнской линии. Таковы самые общие сведения о свойстве подвижности, на которые мы будем опираться в дальнейшем рассказе [35]. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 895 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |