Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности

Заключение

Заключение


Проанализировав теоретические аспекты проблемы диагностики креативности школьников и ее учета в педагогической деятельности учителя,  и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Подходы к пониманию проблемы креативности неоднозначны и порой противоречивы. При этом бесспорной остается значимость феномена творчества для развития, как отдельной личности, так и общества в целом.
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский). Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,  Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.
Ученые дальнего зарубежья также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации. Гэллах и Коган установили, что креативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости.
При работе с применением теста Баррона—Уэлша было установлено, что творческие личности при выполнении теста выбирают более сложные комплексные и асимметричные фигуры. Джексон и Мессик выделили критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является «конденсация»: творческие продукты проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, а также сочетают в себе простоту и сложность. Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать и/или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов. По данным Мак-Коннена, с оригинальностью связаны еще три характеристики личности — доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаружил связь между творческими способностями и такой чертой личности, как нарциссизм. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли.
Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны в основном с именем Дж. Гилфорда. Гилфорд различает дивергентное и конвергентное мышление:
— дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов;
— конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.
Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления. По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом.
Результаты проведенного исследования показали, что учителя, имеющие склонность к работе с креативными детьми, способны работать в режиме поощрения и поддержки креативности. Они рассматривают креативность своих учеников адекватно, идентифицируют особенности поведенческих проявлений с креативностью, и не воспринимают креативное поведение, как хулиганские выходки и экзотическую особенность поведения. Работа в режиме стимулирования креативности приносит свои плоды: ученики у этих учителей имеют более высокие баллы по успеваемости, чем у учителей, не склонных к работе с креативными детьми.
Учителя, не склонные к работе с креативными детьми, выставляют высококреативным ученикам баллы по  креативности ниже средних. Одна из учительниц, во время заполнения  бланка, выставляя явно низкую оценку креативному ученику, проговорила: «Низкую, конечно низкую, он только и умеет, что дерзить и высмеивать ошибки других». Эти учителя неадекватно воспринимают проявления креативности у учеников. Успеваемость креативных учеников у таких учителей ниже, чем у тех, кто воспринимает их как креативных. Эти данные подтверждают тот факт, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью (исследования Гетзелс и Джексон).
Значит, креативность нуждается в поощрительном режиме. Учителя должны быть образцами поведения, поощрять творческое мышление, и, если, интерес учащихся будет поддержан социально и организационно, у детей разовьется творческое мышление и творческая деятельность. Общий высокий уровень образования в школе - необходимый фундамент для развития и признания дифференцированного образования для детей, обладающих специальными способностями и талантом.
По итогам исследования были подготовлены рекомендации по поощрению и поддержке креативности у учащихся.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной дипломной работе: у учителей, работающих в режиме поощрения и поддержки креативности, показатели успеваемости стабильно выше, чем у коллег, не учитывающих проявления креативности школьников.
Цель, поставленная в данной работе, полностью  достигнута.
Таким образом, проблема поощрения и поддержки креативности у учащихся в школе сегодня является актуальной, поскольку не все учителя готовы учитывать креативность школьников и создавать поле реализации  и поощрять проявления креативности своих учеников. Поэтому в дальнейшем планируется работа по изучению и разработке заявленной проблемы.  При  разработке системы мероприятий по коррекции установок учителей на высококреативных учеников, следует помнить, что это долговременная работа, требующая проявления такта и системности. Учителя не готовые работать с высококреативными учениками обладают своеобразными личностными  особенностями и определенным уровнем развития профессионального самосознания. Предполагается, продумать систему мероприятий по созданию условий для перехода самосознания этих учителей на более высокий уровень. Это должно положительно сказаться на восприятие учителями «неординарных» и «неудобных» высококреативных учеников и идентификацию их поведенческих проявлений как креативных.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 1053 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]