Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Рекомендации для стимулирования и воспитания креативности в школе
2.4. Рекомендации для стимулирования и воспитания креативности в школеЭти рекомендации, хотя и сформулированные для школьных учителей, в принципе справедливы для любого образовательного учреждения, института или места работы, где имеется цель или надобность в творческой продуктивности или инновациях. Они расширяют и придают конкретность тому, о чем говорилось в приведенных выше вопросах. 1. Стимулируйте и поддерживайте творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать бес стрессов, беспокойства и страха наказаний. Выработайте общие правила, например, для мозгового штурма или начала с задания-игры для развития дивергентного мышления. Откажитесь от немедленной оценки и временных ограничений. Учитель не должен больше выступать в роли дающего оценки организатора, а проявляет себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт. 2. Избегайте группового давления, зависти и конкуренции, но поддерживайте климат взаимодействия и командного соревнования. Групповое давление приводит к унификации, одинаковости, препятствует новаторскому мышлению и действиям. Цели, определенные и выполняемые сообща, способствуют личной вовлеченности, особенно если все согласны в том, что каждый участник уникален. Зависть и конкуренция ослабляют энергию и вызывают напряженность. 3. Старайтесь избегать и предотвращать негативные реакции или санкции со стороны одноклассников. В первый момент новые идеи и предложения иногда кажутся смешными, безумными, никчемными, что может дать повод к насмешкам. Каждый имеет право на серьезное отношение к своим мыслям. 4. Обеспечьте условия, чтобы активные периоды перемежались расслаблением, давая возможность размышлять. Рассматривая пример Эйнштейна, А.Лесголд показал необходимость "сфокусированных” и "несфокусированных” фаз. Напряжение полезной работы может поддерживаться на высоком уровне только в течение некоторого времени. Однако ритмы у разных индивидов меняются очень значительно, поэтому фиксированные перерывы оказываются не очень полезными. 5. Проявляйте сами и цените юмор. В различных работах обсуждается связь между креативностью и юмором. Юмор обеспечивает и дистанцию, и близость к партнеру. Он помогает получить некоторую перспективу и вносит эмоциональный компонент. 6. Инициируйте и поддерживайте свободную игру и манипулирование идеями (например, "А что, если?..). Поощряйте нахождение и использование метафор. Вопрос "А что, если?..” позволяет проявить как свободную, так и ориентированную на объект фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность. Другие методы, применяемые для того же, - преуменьшение, преувеличение, поворот на 180 градусов, нахождение контрастов, переформулировка, анализ, рассмотрение частей, комбинация и синтез. 7. Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Как правило, заданный вопрос не означает попытки смутить, а демонстрирует стремление индивида найти истину. Реакция, препятствующая креативности, может быть такой: "Это относится к совсем другой теме”, "Это не наше дело”, "Этим мы займемся позже” или "Это вы будете изучать на будущий год”. Лучше ответить так: "Ты думаешь, что данный вопрос сейчас важен?” 8. Обеспечивайте возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций. Используйте ролевые игры и подражания, предлагайте ученикам разыграть определенную тематическую ситуацию или сообщите результат и попросите описать приведший к нему путь. 9. Будьте осторожны и избегайте слишком быстрых ответных реакций на замедленные проявления учеников или задержки решений. 10. Показывайте образцы поведения: поощряйте сомнения в кажущихся несомненными фактах и решениях. Побуждайте учеников приводить примеры ситуаций, когда установленные правила оказываются неприменимыми или бесполезными; используйте для этого лингвистические примеры, правила уличного движения и т.д. 11. Старайтесь избегать "подсказывающих” вопросов или вопросов, предполагающих ответ только "да” или "нет”. 12. Вместо того чтобы задавать вопросы, старайтесь формулировать утверждения, побуждающие задавать вопросы учеников. 13. Не предлагайте путей решения слишком быстро, лучше давайте пошаговые советы, чтобы стимулировать независимое мышление. 14. Позволяйте делать ошибки (конечно, такие, которые физически или психически не навредят самому ученику или другим). На ошибках можно учиться, поскольку они представляют собой активный поиск решения. 15. Интерпретируйте ошибки как признак индивидуального конструктивного поиска собственного решения. Даже неверные решения - если они не взяты с потолка - представляют собой результат неверно осуществленной стратегии, активно разрабатывавшейся учеником. 16. Старайтесь выявлять "другие”, отличающиеся неверные или неудачные стратегии (проводить качественный анализ ошибок). Например, какая стратегия рассуждений может привести к ответу "пять” на вопрос: "Сколько колес у автомобиля?” 17. Старайтесь пробудить в учениках восприимчивость к стимулам (материальным, символическим, социальным) со стороны окружения. 18. Поддерживайте проявление интересов и обретение знаний в разнообразных областях. 19. Стимулируйте и подавайте пример систематических исследований, разработки новых идей, представлений и т.д. Для этого пригодны, например, лингвистические игры. 20. Проявляйте терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям. Даже если учитель отказывается от функции оценки, он по-прежнему служит образцом, в особенности если объектом оценки является не результат и достижение, а индивидуальные усилия, направленные на поиск решения; это означает, что личность ученика целиком воспринимается всерьез и находит одобрение. 21. Учите школьников принимать и ценить собственное (как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты. См. пункт 20. Уверенность в себе, положительное самовосприятие являются важными условиями, как и результатом, творческой активности. 22. Обеспечивайте наличие разнообразного стимулирующего материала для разработки идей. 23. Поддерживайте и отмечайте важность полной разработки и реализации (со всеми возможными приложениями) творческих идей. Идеи, остающиеся в голове, в конце концов, не имеют большой ценности: их нужно довести до сведения других. Если идея хороша, это станет очевидным только благодаря ее практической трансформации и реализации. 24. Применяйте и поощряйте конструктивную критику, а не критику ради критики. Критика становится конструктивной, только если она сочетается с личным одобрением; тогда она воспринимается положительно и не приносит вреда. 25. Старайтесь сделать учеников восприимчивыми к возможным приложениям и следствиям решений. Это важно для практически приложимых решений, а также для умственных игр: потенциальные и реальные приложения воображаемых ситуаций должны становиться очевидными и обсуждаться на послерефлекторном этапе. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 865 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |