Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Анализ и интерпретация результатов
2.3. Анализ и интерпретация результатов
На первом этапе с помощью батареи тестов для изучения творческого мышления (Е. Туник) были обследованы учащиеся двух 6-х классов с целью выявления высококреативных учащихся. Было обследовано 45 человек. Учащиеся, получившие высокие показатели креативности, вошли в экспериментальную группу. Их результаты батареи тестов были обработаны и сведены в таблицу (см. приложение 4). Всего учеников с высоким показателем креативности выявлено 11 человек: Затем учителя, преподающие в 6 - х классах, условно были разделены по уровням склонности к работе с креативными детьми. Отбор в группы с высоким и низким уровнем склонности был сделан на основании теста по определению склонности учителя к работе с креативными детьми. Ответы учителей с высоким и низким уровнем склонности к работе с креативными детьми были сведены в соответствующие таблицы (см. приложение 5). Всего в дальнейшем учитывались ответы только трех учителей с высоким и трех с низким уровнем склонности к работе с креативными детьми. На втором этапе все учителя отвечали на вопросы по опроснику Рензулли. Этот экспресс-метод позволяет быстро и надежно оценить поведенческие проявления учащихся и определить по ответам уровень креативности учащихся. Результаты были сведены в таблицы (см. приложение 6). По диаграмме (см. приложение 6) видно, что учителя двух групп оценивают поведенческие проявления креативных учащихся практически одинаково. Но являются ли эти ответы отражением мнения учителей о том, что данные учащиеся ведут себя так, потому что у них высокий уровень креативности, или же эти поведенческие проявления оцениваются по другим параметрам? На этот вопрос ответ был получен после распределения учителями учащихся по уровню креативности. Диапазон креативности определялся от 1 до 10 баллов. Учителя выставляли баллы всем ученикам 6- х классов, чтобы сохранить чистоту эксперимента. Результаты, касающиеся креативных учеников, были сведены в таблицы (см. приложение 7). На диаграмме (см. приложение 7) видно, что учеников экспериментальной группы учителя двух групп оценили по-разному. Учителя, склонные к работе с креативными детьми, выставили ученикам из экспериментальной группы высокие показатели. А учителя, не склонные к работе с креативными детьми, выставили этим ученикам баллы ниже средних. Одна из учительниц, во время заполнения бланка, выставляя явно низкую оценку креативному ученику, проговорила: «Низкую, конечно низкую, он только и умеет, что дерзить и высмеивать ошибки других». На последнем этапе был произведен сравнительный анализ успеваемости креативных учеников по предметам, которые ведут учителя двух групп. Результаты были обработаны и сведены в таблицы (см. приложение 8). На диаграмме (см. приложение 8) явно видно, что учителя, адекватно воспринимающие поведенческие проявления креативных учащихся, стимулирующие таковую у учеников, добиваются более высоких результатов в учебе. Для подтверждения статистической разницы между успеваемостью детей у разных учителей эти данные были подвергнуты процедуре математической обработки с помощью критерия Стьюдента. Для определения достоверности разницы средних значений в случае зависимых выборок применяется следующая формула: где d — разность между результатами в каждой паре; d — сумма этих частных разностей; d2 — сумма квадратов частных разностей. Полученные результаты сверяют с таблицей t, отыскивая в ней значения, соответствующие n-1 степени свободы; n — это в данном случае число пар данных (см. приложение 9). Перед тем как использовать формулу, были вычислены для каждой группы частные разности между результатами во всех парах, квадрат каждой из этих разностей, сумму этих разностей и сумму их квадратов (приложение 10). В результате t=12,65 выше той, которая необходима для уровня значимости 0,05 при 10 степенях свободы. Иными словами, порог вероятности для такого t ниже 0,05. Таким образом, нулевая гипотеза отвергается, и разница между выборками достоверна. В сокращенном виде это записывается следующим образом: t=12,65; n=10; 0,05> p; достоверно. Результаты исследования показали, что учителя, имеющие склонность к работе с креативными детьми, способны работать в режиме поощрения и поддержки креативности. Они рассматривают креативность своих учеников адекватно, идентифицируют особенности поведенческих проявлений с креативностью, и не воспринимают креативное поведение, как хулиганские выходки и экзотическую особенность поведения. Работа в режиме стимулирования креативности приносит свои плоды: ученики у этих учителей имеют более высокие баллы по успеваемости, чем у учителей, не склонных к работе с креативными детьми. Значит креативность нуждается в поощрительном режиме. Учителя должны быть образцами поведения, поощрять творческое мышление, и, если, интерес учащихся будет поддержан социально и организационно, у детей разовьется творческое мышление и творческая деятельность. Общий высокий уровень образования в школе - необходимый фундамент для развития и признания дифференцированного образования для детей, обладающих специальными способностями и талантом. По итогам исследования были подготовлены рекомендации по поощрению и поддержке креативности у учащихся. При разработке рекомендаций учитывалось, что не все учителя готовы учитывать креативность школьников и создавать поле реализации и поощрять проявления креативности своих учеников. Не всегда поведенческие проявления высококреативных учеников идентифицируются как креативные. В данном исследовании полностью подтверждается эта мысль. Работа по коррекции установок учителей на высококреативных учеников длительна, требует проявления такта и системности. Учителя не готовые работать с высококреативными учениками обладают своеобразными личностными особенностями и определенным уровнем развития профессионального самосознания, что мешает им правильно идентифицировать поведенческие проявления высококреативных учеников и разумно воспринять информацию о результатах данного исследования. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 977 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |