Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Методы исследования
2.2. Методы исследованияВ эксперименте использовались следующие методики: Батарея тестов для изучения творческого мышления (Е.Тунник). По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом. Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. В данном экспериментальном исследовании использовалась батарея тестов, разработанная Е. Туник, так именно эта батарея тестов представляет собой методику для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Батарея тестов для изучения творческого мышления Е. Тунник опираеися на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда. 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов. 2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов. 3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. 4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается дать как можно больше разнообразных ответов на вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры — около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Полностью батарея тестов и процедура их оценивания приводится в приложении 1. Далее приводится качественное описание вербальных и словесных тестов данной батареи тестов для изучения творческого мышления, разработанной Е. Туник. Батарея тестов творческого мышления состоит из семи тестов. С помощью данных тестов изучается: • вербальное творческое мышление (4 теста); • образное творческое мышление (3 теста). |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1565 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |