Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности

Методы исследования

2.2. Методы исследования


В эксперименте использовались следующие методики:

Батарея тестов для изучения творческого мышления (Е.Тунник).

По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом.
Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. В данном экспериментальном исследовании использовалась батарея тестов, разработанная Е. Туник, так именно эта батарея тестов представляет собой методику для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Батарея тестов для изучения творческого мышления Е. Тунник опираеися на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора.
Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается дать как можно больше разнообразных ответов на вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры — около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Полностью батарея тестов и процедура их оценивания приводится в приложении 1. Далее приводится качественное описание вербальных и словесных тестов данной батареи тестов для изучения творческого мышления, разработанной Е. Туник. Батарея тестов творческого мышления состоит из семи тестов. С помощью данных тестов изучается:
• вербальное творческое мышление (4 теста);
• образное творческое мышление (3 теста).
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 1565 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]