1.2.1. Обогащение роли учителя в концепции "Открытого обучения”Многие вопросы из приведенных выше сильно ориентированы на собственную активность ребенка и его разностороннее развитие; подчеркивается важность совместных действий, открытости преподавания и обучения, свободной (но не случайной или эпизодической) работы, образования, основанного на открытиях, проектно-ориентированного обучения. В целом концепция открытого образования обеспечивает важнейшие условия для широкого развития креативности у учащихся. Эта концепция, базирующаяся на компетентности учителей, может означать для направленного к творчеству образования следующее:
- значимое расширение горизонтов восприятия детей;
- создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, спонтанности, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками;
- принятие и поощрение нонконформистского поведения и оригинальных идей;
- использование вызывающего интерес, стимулирующего учебного материала;
- создание таких организационных и структурных условий, которые обеспечивают открытое и обратимое распределение ролей, тем, проблем, общую активность;
- одобрение и положительную оценку исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;
- обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной (учебной) деятельности, что достигается благодаря поощрению собственного определения области и ответственности за работу, развития положительной самооценки;
- рост автономности в учении благодаря осознанию и собственной оценке своего успеха;
- приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;
- уменьшение стресса и избегание негативных эмоций благодаря игровой деятельности;
- высокая сосредоточенность и увлеченность задачей благодаря высокой мотивации и интересу к самостоятельно выбранной теме;
- создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;
- обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы;
- воспитание восприимчивости, гибкости и дивергентного мышления.
Данная концепция требует изменения и обогащения роли учителя, который становится не просто администратором и преподавателем, дающим оценку, но посредником, помощником, стимулирующим и участвующим в творчестве другого, партнером, инструктором, организатором, экспертом и моделью.
|
|