Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Оценка компонентов модели креативности в реальной образовательной среде, диагностика креативности у школьников
1.2.1. Оценка компонентов модели креативности в реальной образовательной среде, диагностика креативности у школьниковВопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности, - трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности, - это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Тем не менее, не пренебрегая сложностью модели, можно задаться некоторыми вопросами, касающимися ее компонентов. Компонент 1. Дивергентное мышление * Позволительно ли и желательно ли задавать вопросы? * Обладает ли учитель чувствительностью к стоящим перед учениками проблемами? * Помогает ли учитель ученикам осознать открытость вопросов, быть чувствительными к окружению, использовать всю свою восприимчивость? * Позволяет ли время и организация дела предпринять более одной попытки найти решение? * Рассматриваются ли факты и темы с разных сторон? * Ожидается ли и поощряется ли отличающийся от общепринятого способ решения, оригинальность? * Обозначаются ли открыто фазы, способы, цели поиска решения? * Происходит ли в школе что-то, что можно было бы назвать дивергентным мышлением? Или же обучение - всего лишь повторение накопленных знаний при посредничестве учителя и учебника? Компонент 2. Общая информационная и мыслительная база * Требуют ли и поощряют ли учебные задания использование широкого дифференцированного восприятия или, напротив, они фокусируют его? * Использует ли обучение различные каналы восприятия, различные методы и пути, так чтобы опыт и знания сохранялись в памяти и могли из нее извлекаться разными способами? * Анализируется ли структура учебных предметов/объектов, привлекается ли внимание к самому учебному процессу, а не только результату? * Анализируются ли и оптимизируются ли пути и способы решения? * Задаются ли и получают ли ответы вопросы "почему?”, так что изучаются связи причин и следствий? * Получают ли ученики инструкции систематически анализировать и синтезировать проблемы, темы, факты, ситуации? * Создаются ли ситуации, побуждающие к индуктивным и дедуктивным рассуждениям? * Предполагается ли и поощряется ли оценка со стороны учащихся? * Поощряется ли рефлексия учащимися по поводу учебного процесса, так что мета-когнитивное мышление инициируется и развивается? Компонент 3. База специальных знаний и специфические умения * Поощряется ли развитие специальных интересов, например, благодаря дополнительным занятиям, внешкольной активности, конкурсам и т.д. * Учитываются ли и развиваются ли индивидуальные интересы в школьных занятиях? * Имеются ли возможности для учеников участвовать в углубленном изучении предметов? * Ценится ли компетентность? Компонент 4. Сосредоточенность и увлеченность задачей * Разрешаются ли и поощряются ли длительные занятия для удовлетворения особых интересов (например, предоставление академического отпуска для исследовательской работы, осуществление совместных проектов)? * Учитываются ли такие занятия при составлении расписания? * Поощряется ли увлеченность задачей? * Какую роль играет самооценка и оценка другими? * Ожидается ли, что работа будет доведена до конца? Компонент 5. Мотивация и мотивы * Приемлются ли вопросы со стороны детей? * Стимулируется ли и поддерживается ли естественное любопытство маленького ребенка? * Имеются ли возможности для собственного определения области образования, для открытий с тем, чтобы поддержать внутреннюю мотивацию? * Поощряются ли и поддерживаются ли индивидуальные интересы? * Избегаются ли ненужные повторения? * Могут ли дети идентифицировать себя со своей работой? Компонент 6. Открытость и толерантность к неопределенности * Является ли школа не только местом традиционного обучения, но и местом, где ребенок живет, развлекается, находит возможность (умственных) приключений и удивления? * Является ли школа местом открытого обучения и учебы? Связывает ли обучение учащихся с реальностью? * Способен ли учитель принять расширенные результаты обучения? * Высокую ли оценку получает самоопределение в учебе и действиях? * Является ли школа местом, где можно фантазировать и давать волю воображению? * Могут ли объекты быть исследованы в игре? * Является ли школа местом, избавленным от стрессов, дающим возможность расслабиться? * Предоставляется ли возможность "умственного риска”? * Поощряются ли проявления индивидуальности или конформистское поведение? * Разрешается ли делать ошибки или требуется только быстрый и правильный ответ? * Как вообще школа может обеспечить условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающее творческое мышление и действия, те самые условия, о которых подробно спрашивалось выше? Последний, но не самый маловажный вопрос: служат ли учителя образцами того отношения и поведения, того стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках? Окружение * Каким образом микро- и макро-окружение влияет на развитие сочетаний компонентов? * Каким образом микро- и макро-окружение влияет на функционирование развившихся компонентов? * Испытывают ли компоненты и субкомпоненты в равной мере влияние поддержки и сопротивления? * Существуют ли различия между микро- и макро-окружением? * Возможно ли существование расхождений между разными уровнями окружения применительно к целям образования, роли учителей, роли и важности креативности и т.д.? Упомянутые различия могут возникнуть из-за расхождения мнений родителей, различий в подходах учителей по сравнению с установками школьной администрации, ученых-педагогов по сравнению с политическими силами и т.д. Определенные социальные условия могут вызывать или поощрять соответствующие методы, идеи и продукты так называемой индивидуально важной "каждодневной” креативности, но в то же время препятствовать появлению социально значимых инноваций. Чем более внимание перемещается с внутренних (микро) к внешним (макро) референтным уровням, тем менее непосредственно они воспринимаются, тем менее они доступны индивидуальному анализу. Однако многое можно выиграть, если первая оценка произойдет на индивидуальном и групповом уровнях, что имеет непосредственное отношение к учебным и рабочим процессам в классе и школе. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1039 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |