Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности

Оценка компонентов модели креативности в реальной образовательной среде, диагностика креативности у школьников

1.2.1. Оценка компонентов модели креативности в реальной образовательной среде, диагностика креативности у школьников


Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности, - трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности, - это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Тем не менее, не пренебрегая сложностью модели, можно задаться некоторыми вопросами, касающимися ее компонентов.

Компонент 1. Дивергентное мышление

* Позволительно ли и желательно ли задавать вопросы?

* Обладает ли учитель чувствительностью к стоящим перед учениками проблемами?

* Помогает ли учитель ученикам осознать открытость вопросов, быть чувствительными к окружению, использовать всю свою восприимчивость?

* Позволяет ли время и организация дела предпринять более одной попытки найти решение?

* Рассматриваются ли факты и темы с разных сторон?

* Ожидается ли и поощряется ли отличающийся от общепринятого способ решения, оригинальность?

* Обозначаются ли открыто фазы, способы, цели поиска решения?

* Происходит ли в школе что-то, что можно было бы назвать дивергентным мышлением? Или же обучение - всего лишь повторение накопленных знаний при посредничестве учителя и учебника?
Компонент 2. Общая информационная и мыслительная база

* Требуют ли и поощряют ли учебные задания использование широкого дифференцированного восприятия или, напротив, они фокусируют его?

* Использует ли обучение различные каналы восприятия, различные методы и пути, так чтобы опыт и знания сохранялись в памяти и могли из нее извлекаться разными способами?

* Анализируется ли структура учебных предметов/объектов, привлекается ли внимание к самому учебному процессу, а не только результату?

* Анализируются ли и оптимизируются ли пути и способы решения?

* Задаются ли и получают ли ответы вопросы "почему?”, так что изучаются связи причин и следствий?

* Получают ли ученики инструкции систематически анализировать и синтезировать проблемы, темы, факты, ситуации?

* Создаются ли ситуации, побуждающие к индуктивным и дедуктивным рассуждениям?

* Предполагается ли и поощряется ли оценка со стороны учащихся?

* Поощряется ли рефлексия учащимися по поводу учебного процесса, так что мета-когнитивное мышление инициируется и развивается?

Компонент 3. База специальных знаний и специфические умения

* Поощряется ли развитие специальных интересов, например, благодаря дополнительным занятиям, внешкольной активности, конкурсам и т.д.

* Учитываются ли и развиваются ли индивидуальные интересы в школьных занятиях?

* Имеются ли возможности для учеников участвовать в углубленном изучении предметов?

* Ценится ли компетентность?







Компонент 4. Сосредоточенность и увлеченность задачей

* Разрешаются ли и поощряются ли длительные занятия для удовлетворения особых интересов (например, предоставление академического отпуска для исследовательской работы, осуществление совместных проектов)?

* Учитываются ли такие занятия при составлении расписания?

* Поощряется ли увлеченность задачей?

* Какую роль играет самооценка и оценка другими?

* Ожидается ли, что работа будет доведена до конца?
Компонент 5. Мотивация и мотивы

* Приемлются ли вопросы со стороны детей?

* Стимулируется ли и поддерживается ли естественное любопытство маленького ребенка?

* Имеются ли возможности для собственного определения области образования, для открытий с тем, чтобы поддержать внутреннюю мотивацию?

* Поощряются ли и поддерживаются ли индивидуальные интересы?

* Избегаются ли ненужные повторения?

* Могут ли дети идентифицировать себя со своей работой?
Компонент 6. Открытость и толерантность к неопределенности

* Является ли школа не только местом традиционного обучения, но и местом, где ребенок живет, развлекается, находит возможность (умственных) приключений и удивления?

* Является ли школа местом открытого обучения и учебы? Связывает ли обучение учащихся с реальностью?

* Способен ли учитель принять расширенные результаты обучения?

* Высокую ли оценку получает самоопределение в учебе и действиях?

* Является ли школа местом, где можно фантазировать и давать волю воображению?

* Могут ли объекты быть исследованы в игре?

* Является ли школа местом, избавленным от стрессов, дающим возможность расслабиться?

* Предоставляется ли возможность "умственного риска”?

* Поощряются ли проявления индивидуальности или конформистское поведение?

* Разрешается ли делать ошибки или требуется только быстрый и правильный ответ?

* Как вообще школа может обеспечить условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающее творческое мышление и действия, те самые условия, о которых подробно спрашивалось выше? Последний, но не самый маловажный вопрос: служат ли учителя образцами того отношения и поведения, того стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках?

Окружение

* Каким образом микро- и макро-окружение влияет на развитие сочетаний компонентов?

* Каким образом микро- и макро-окружение влияет на функционирование развившихся компонентов?

* Испытывают ли компоненты и субкомпоненты в равной мере влияние поддержки и сопротивления?

* Существуют ли различия между микро- и макро-окружением?

* Возможно ли существование расхождений между разными уровнями окружения применительно к целям образования, роли учителей, роли и важности креативности и т.д.?

Упомянутые различия могут возникнуть из-за расхождения мнений родителей, различий в подходах учителей по сравнению с установками школьной администрации, ученых-педагогов по сравнению с политическими силами и т.д. Определенные социальные условия могут вызывать или поощрять соответствующие методы, идеи и продукты так называемой индивидуально важной "каждодневной” креативности, но в то же время препятствовать появлению социально значимых инноваций.

Чем более внимание перемещается с внутренних (микро) к внешним (макро) референтным уровням, тем менее непосредственно они воспринимаются, тем менее они доступны индивидуальному анализу. Однако многое можно выиграть, если первая оценка произойдет на индивидуальном и групповом уровнях, что имеет непосредственное отношение к учебным и рабочим процессам в классе и школе.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 1039 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]