Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности

Шаг 2: Определение понятия «креативность». Построение модели креативности

1.1.2.1. Шаг 2: Определение понятия «креативность». Построение модели креативности


Если говорить о так называемой "природе” креативности, не следует забывать, что креативность не обладает природой, что она не свойственна личности от рождения. Та креативность, о которой мы говорим, остается гипотетическим конструктом, описывающим или объясняющим (в определенных пределах) особый вид специфического человеческого потенциала или способности. Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.

Креативность означает:

  1. Cоздание нового, необычного и неожиданного продукта как решение благодаря инсайту и сенситивности воспринятой или заданной проблемы, значение которой сенситивно воспринимается;
  2. На основе и посредством тонкого, инсайтного, широкого восприятия существующих, доступных, открытых данных, а также открытого и целенаправленного поиска информации;
  3. Посредством анализа, ориентированных на решение, но чрезвычайно гибких процессов обработки и использования необычных ассоциаций и новых комбинаций данных, с помощью собственных широких исчерпывающих знаний (опыта) и/или воображаемых элементов;
  4. При помощи синтеза, структуризации и объединения данных, элементов, структур в новый гештальт-решение (при этом процессы, описанные в (3) и (4), частично могут протекать одновременно на разных уровнях обработки и сознания);
  5. Новый гештальт-решение, произведенный как продукт в продукте,
  6. Который, наконец, благодаря коммуникации может быть понят другими, будучи представлен непосредственно через органы чувств или через символическое представление, и оценен как имеющий смысл и значение.
Данное выше определение креативности имеет сильную когнитивную ориентацию, однако когнитивные креативные функции связаны с целой совокупностью личностных качеств. Поэтому важно и необходимо поинтересоваться: какие компоненты личностной структуры ответственны за творческое поведение, какие грани человеческой личности можно идентифицировать как порождающие творчество компоненты. В последнее десятилетие получает распространение все более и более комплексный взгляд на креативность: рассматривается функциональная структура взаимодействующих когнитивных и личностных составляющих творческой личности, а также взаимозависимость индивида и его окружения на протяжении всего процесса творческой деятельности. В результате всестороннего изучения литературы было сделано заключение, что модель креативности заключается в следующем. Можно выделить два больших класса теоретических подходов к определению креативности и грубо разделить их на ориентированные более когнитивно и более личностно.
Когнитивные:
  1. Дивергентное мышление и дивергентные действия,
  2. Общие знания и мыслительная база,
  3. База специальных знаний и специфических умений.
Личностные:
  1. Сосредоточенность и увлеченность задачей,
  2. Мотивация и мотивы,
  3. Открытость и толерантность к неопределенности.

Дивергентное мышление и дивергентные действия

Компонентом, который всеми сразу же, по крайней мере, со времени публикации работы Дж. Гилфорда, соотносится с креативностью, является дивергентное мышление. Дж. Гилфорд [24] выделил несколько факторов дивергентного мышления, что оказало чрезвычайно большое влияние на исследования и литературу, посвященную творчеству. Его собственные интересы заключались в том, чтобы определить основания разработки тестов для эмпирической проверки конструкта креативности. Для этого Дж. Гилфорд [24]должен был сделать основополагающее допущение: креативность является когнитивной способностью или предпосылкой, которой люди обладают или могут развить в разной степени. Только подобное обобщающее предположение дает возможность осмысленно операционализировать тестовые конструкты, развитие и оценку тестов, так же как и нормирование в смысле классической теории тестирования.
Некоторые авторы, в особенности создатели тестов креативности, считают дивергентное мышление ее синонимом, что налагает серьезные ограничения на концепцию креативности.
Большая трудность заключается в оценке осмысленности и правильности ответа, поскольку может оказаться затруднительным определить, является ли конкретный ответ адекватным решением поставленной проблемы. Качество процесса определяется числом решений (осмысленных) и считается мерой беглости идей. Сам Дж. Гилфорд [24] в соответствии с категориями своей структурной модели интеллекта выделяет в ней беглость "идеативных процессов”, ассоциативную беглость и беглость выражения. Чем меньше единичных идей или решений относятся к определенной категории, тем выше степень гибкости интеллекта, изменчивости категорий. Оригинальность идеи зависит от ее удаленности, часто операционализируемой как простая статистическая редкость. При этом возникают, по крайней мере, три проблемы: нахождение границ и критериев редкости, определение референтной популяции и оценка осмысленности, или адекватности далекой идеи.
Одним из моментов, подчеркивавшимся самим Дж. Гилфордом, но в особенности другими исследователями в последние годы (например, Baer J., 1994) [36] является то обстоятельство, что дивергентное мышление не представляет собой общего свойства, а изменяется в зависимости от содержания специфического задания. Исходной посылкой и критической начальной точкой креативных процессов является сензитивность к проблеме, способность ее обнаружить. Одни и те же факты могут оказаться стимулом для поиска у одного индивида, в то время как другой не увидит в них ничего требующего изучения. Стремление задавать вопросы от природы присуще всем нормальным детям, это одно из самых первых вербальных проявлений. Способность спрашивать тесно связана с их природной любознательностью, стремлением к исследованию и знанию. Именно в этом связь мыслительной активности, в нашем случае дивергентного мышления, с другими личностными некогнитивными свойствами становится очевидной. Эти взаимодействия обнаруживаются между различными основными компонентами творческого мышления и их составляющими; это основное свойство данной функциональной системы.
Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 2291 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]