Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Теоретические аспекты проблемы поощрения и поддержки креативности учащихся в школе
1. Теоретические аспекты проблемы поощрения и поддержки креативности учащихся в школе1.1. Феномен креативности в психологии До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию IQ-tests — тестов на умственную одарённость. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое — креативностью — не было[30]. Каковы основные подходы к проблеме творческих и интеллектуальных способностей? • Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности — необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности. • Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. • Творческая способность — креативность — является независимым от интеллекта фактором. Однако в современном мире творческие достижения возможны только в той сфере культуры, где личность проявляет активность, а уровень достижений обусловлен общим уровнем развития интеллекта. И чем дальше будет развиваться человечество, тем более значительной будет роль интеллектуального опосредования в творчестве. Исследование креативности на собственно научном материале было осуществлено в 1959 г. группой учёных во главе с Дж. Гилфордом [11] с помощью факторного анализа на материале точных наук. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 г. провели В. Лоуэнфельд и К. Бейттел [11]. Сопоставление результатов исследований позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования: • Умение увидеть проблему. • Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей. • Гибкость как умение: — понять новую точку зрения; — отказаться от усвоенной точки зрения. • Оригинальность, отход от шаблона. • Способность к перегруппировке идей и связей. • Способность к абстрагированию или анализу. • Способность к конкретизации или синтезу. • Ощущение стройности организации идей. Кроме того, было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой. Результаты этих работ вызвали в своё время надежды, что исследователи, наконец, получат средства опознания творческой личности. Однако дальнейшие исследования не подтвердили их эффективность, так как креативность в целом с помощью факторного анализа исчерпывающему определению не поддаётся. Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Сторонники одного из направлений исследования понимают креативность как необычные проявления ординарных процессов, т.е. креативности как феномену вообще отказывают в самостоятельности. Однако у креативности как у феномена много сторонников. Эти исследователи рассматривают часто вместе четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс[16]. Креативная среда. Креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, непринуждаемой другими и в естественной обстановке. Гармоничное окружение имеет две основные характеристики: принятие и стимулирование. В благоприятных условиях для креативности «принятия» окружением недостаточно, надо ещё чтобы стимулировали друг друга члены окружения. Для проявления творчества нужна свободная, непринуждённая обстановка. Мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление её творческих возможностей. Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными при исследовании творческих процессов в последние десятилетия привели к учёту личностного фактора. Так психология творчества, исследуя личность со всем спектром её качеств, вслед за другими науками вводит в свою методологию принцип системности. Другая тенденция — объединение когнитивных и личностных образований: Д.Б. Богоявленская [16] вводит понятие интеллектуальной активности личности, полагая, она обусловлена определённой психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с позиций этой теоретической концепции, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. В рамках этой концепции был предложен метод определения интеллектуальной активности, в основу которого положен принцип креативности. Экспериментальные разработки позволили сделать вывод, что активность на уровне творческого действия является общей основой, «единицей» не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности. Работа в области социально-личностного подхода, проводимая параллельно с исследованиями креативности как когнитивного образования, сосредоточена на индивидуальных различиях, разнообразии мотиваций и социо-культурном окружении как источниках творчества. При изучении корреляций и благодаря исследованиям высоких и низких творческих способностей (при сравнении великих людей и обыкновенных личностей) были определены черты, потенциально относящиеся к творческим, а именно: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность рисковать, мобилизоваться в трудных ситуациях, иметь эстетическую ориентацию. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность, признание самого себя, не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала. Наблюдения за личностями, профессиональная деятельность которых получила высокую оценку и имеет по критерию «новизна» социально значимый результат в науке, технике, искусстве, показали, что чем сильнее желание «быть собой», то есть отличным от других, при наличии внутренней уверенности и независимости, тем больше «качественная новизна» — прорыв личности из обыденности в «новизну» в каком-либо виде деятельности и как результат — появление жизненного смысла. Креативность — это степень напряжённости устремления проявить себя, это сила демонстрации индивидуальности, степень ее выраженности. Креативность раскрывается в индивидуальных отличиях и представляет выраженную оригинальность, что соответствует «аксиоме» психологии творчества. И если креативность вовлекает в себя каждое чувство — зрение, обоняние, вкус, эмоции (возможно, и экстрасенсорные качества) и проявляется через личностные ощущения, особенности мышления, действия, то проявления её многообразны в зависимости от степени развитости вышеуказанных сфер и позволяют рассматривать креативность как интегративное (системное) качество, которым в разной степени обладает каждый человек. Но самое главное в креативности — это способность к выработке оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности в широком смысле. Поэтому на высокий качественный уровень творческих достижений выходят те «креативы», которые проявляют себя, прежде всего, интеллектуально. В настоящее время идёт синтез знаний, накопленных разными научными направлениями. Одной из последних теорий творчества является обобщающая инвестиционная теория, согласно которой для творчества необходимо наличие шести специфических взаимосвязанных источников: окружение, мотивация, личностные характеристики, знания, интеллектуальные способности и специфика стиля мышления. Для этих компонентов существует пороговый эффект и среди них возможна компенсация, когда сила одного из них восполняет слабость другого. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1604 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |