Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика ВКБ у больных хроническими заболеваниями

Личность как центральная проблема медицинской психологии

1.2.    Личность как центральная проблема медицинской психологии

1.2.1.    Основные подходы к проблеме личности


Учение о личности относится к области многих наук: философии, истории, педагогики, психологии, социологии, медицины и др.  В исследовании личности можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и  экспериментальный.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом.
 Наиболее известны четыре основных подхода к проблеме личности: с позиций психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев), психологии деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев), психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и др.) и психологии установки (Д.Н.Узнадзе, А.С. Прангишвили).
Начало исследованиям личности как системы отношений было положено работами одного из основателей отечественной  медицинской  психологии  сотрудника В.М. Бехтерева – А.Ф. Лазурского (1923).  Затем  это  направление исследований было  продолжено  В.Н. Мясищевым.
Его отношение к проблеме личности неразрывно связано с понимаем вопроса о соотношении биологического и социального в человеке.     
Задавая себе вопрос, является ли личность биосоциальным или социальным образованием, он даем на него следующий ответ: «Считая, что личность представляет высшее психическое образование, обусловленное общественным опытом человека, подчеркивая необходимость разграничения понятий «условия личности» и «саму личность», я полагаю, что в материалистическом понимании личности биологически-органическое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности».[30]
В теории деятельности А.Н.Леонтьева, развившего идеи Л.С. Выготского,  личность рассматривается как продукт социально-общественного развития. Концепция деятельности выступает в качестве основной теоретической базы при анализе нарушений различных познавательных процессов в работах патопсихологов Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь и др.).
    А.А.Бодалев указывает на роль общения в формировании личности: «Какие переживания по преимуществу вызывают общающиеся с человеком люди, характеризуя его облик и дела, откликаясь так или иначе на его отношения к ним; какие чувства появляются у него, когда он оценивает их дела, их поступки – все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных «ответов» на воздействие определенных сторон действительности».[8]
    Разработка проблемы общения и закономерностей восприятия людьми друг друга важна для различных областей медицины: создания теоретико-методологических основ отечественной психиатрии и в особенности групповой психотерапии, эффективных методов «социально-психологического тренинга», направленных на развитие коммуникативных и социально-перцептивных способностей индивида, необходимых для организации полноценного и продуктивного взаимодействия между людьми при решении лечебных, психогигиенических, психопрофилактических задач, поискам путей оптимизации взаимоотношений между врачом и другим медицинским персоналом, с одной стороны, и пациентами – с другой, разработки методов подготовки психотерапевтов.
    В центре концепции Д.Н.Узнадзе (теория установки) находится внутренее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности.
    Широко известна и популярна, особенно в странах Запада, психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом. Ее можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека.
    Представляет интерес подход Фрейда к характеристике защитных механизмов, которые возникают в результате  неприятных эмоциональных состояний. Защитные механизмы следующие: отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение.
    Р.С.Немов так определяет личность: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[31]
    Определение личности, данное Г.Оллпортом, звучит следующим образом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразные для данного человека мышление и поведение.[31]
    Анализ литературы по проблеме психологии личности позволяет сформулировать следующее определение: личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Личность в узком смысле выступает как субъект решения проблем и выбора поведения.
    Перспективу дальнейшего развития учения о личности ученые связывают, главным образом, с базисными категориями – отношения, деятельности, общения, установки и др. – с учетом их значения для разных разделов медицинской психологии, ее теории и практики.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 2061 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]