2.3.2. Методика измерения степени удовлетворенности основных потребностей (по Большакову А.)
Для определения фонового уровня самоактуализации и профессионального самосовершенствования педагогов была проведена методика измерения степени удовлетворенности основных потребностей (по Большакову А.). Результаты были обработаны и сведены в таблицу (см. приложение 9). Табулирование результатов методики позволило распределить педагогов на две группы. Основным критерием распределения стал показатель степени актуальности потребности в самовыражении. В первую группу вошли педагоги, у которых в зоне неудовлетворенности (наибольшей значимости) зафиксирована потребность в самовыражении. Показатель неудовлетворенности потребности в самовыражении у них равен или больше 28 баллов. Педагоги этой группы стремятся удовлетворить потребность в самоактуализации и профессиональном самосовершенствовании.
Во вторую группу вошли педагоги, у которых потребность в самовыражении не находится в зоне наибольшей значимости. У них актуализированы потребности более низшего порядка. Несмотря на то, что педагоги считают своё занятие работой и выбрали его сознательно, по-видимому, данный вид деятельности не связан со стимуляцией к большему саморазвитию, актуализации внутренних потенциалов и профессиональному самосовершенствованию.
Наглядно распределение педагогов в две группы по степени выраженности потребности в самовыражении и самосовершенствовании представлено в диаграмме выраженности потребности в самовыражении (см. приложение 10).
Группа педагогов, у которых в зоне неудовлетворенности (наибольшей значимости) зафиксирована потребность в самовыражении, состоит из пяти человек:
1. Бойко В.Н. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 30 баллов;
2. Мухаметгалиева А.К. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 29 баллов;
3. Нестерова Е.А. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 29 баллов;
4. Пухова В.Г. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 28 баллов;
5. Рубанова Е.Я. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 28 баллов.
Показательно, что у всех вышеназванных педагогов по методике «Тест-опросник самоотношения» диагностирован целостный и устойчивый «Образ Я».
Предположение о том, что гармоничный «Образ Я» стимулирует актуализацию потребности в самосовершенствовании практически доказано.
Но не у всех педагогов «Образ Я» гармоничен и целостен. Поэтому следующий этап был посвящен исследованию связи качественного состояния «Образа Я» и выраженности определенных потребностей. Какие потребности выражены у второй и третьей групп педагогов?
У педагогов второй группы со средним уровнем глобального положительного самоотношения и неустойчивым «Образом Я» выявлены потребности более низшего порядка:
1. Гончарова Н.О. – уровень неудовлетворенности материальных потребностей составил 27 баллов;
2. Сафронова Т.Г. – уровень неудовлетворенности потребности в безопасности составил 28 баллов;
3. Эльштайд Н.Я. – уровень неудовлетворенности потребности в безопасности составил 29 баллов.
Выявлена интересная закономерность. На втором месте у педагогов второй группы по степени неудовлетворенности диагностирована потребность в самосовершенствовании:
1. Гончарова Н.О. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 22 баллов;
2. Сафронова Т.Г. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 24 баллов;
3. Эльштайд Н.Я. – уровень неудовлетворенности потребности в самосовершенствовании составил 25 баллов.
Можно сделать заключение, что при некоторой дисгармоничности «Образа Я» его сохранные звенья способны актуализировать потребность в самовыражении и самосовершенствовании.
У педагогов третьей группы с низким уровнем глобального положительного самоотношения, противоречивым и неустойчивым «Образом Я» по степени актуализации на первом месте выявлены потребности низшего порядка.
У трех педагогов этой группы актуализированы материальные потребности:
1. Гоголева А.И. – уровень неудовлетворенности материальных потребностей составил 29 баллов;
2. Киселева Н.Н.– уровень неудовлетворенности материальных потребностей составил 28 баллов;
3. Орлова Е.А. – уровень неудовлетворенности материальных потребностей составил 28 баллов.
У трех педагогов этой группы актуализированы потребности в безопасноти:
1. Лупундюк Н.А. – уровень неудовлетворенности потребности в безопасности составил 28 баллов;
2. Петрова Н.А. – уровень неудовлетворенности потребности в безопасности составил 30 баллов;
3. Пичуричко Т.М. – уровень неудовлетворенности потребности в безопасности составил 33 баллов;
Практически у всех педагогов из третьей группы с низким уровнем глобального положительного самоотношения, противоречивым и неустойчивым «Образом Я» на втором месте также актуализированы низшие потребности. Исключение составляют два педагога: Киселева Н.Н. и Лупунюк Н.А. У педагога Киселевой Н.Н. на втором месте стоит потребность в самосовершенствовании. Возможно, это можно связать с тем, что в структуре «Образа Я» при низких показателях практически по всем позитивным шкалам (самоуважение, аутосимпатия, самоинтересы, самоуверенность, самопринятие, самоинтерес) прослеживается относительно высокие показатели по шкалам самопонимания, самопоследовательности (саморуководство) и низкие по шкале самообвинение. В данном случае высокие показатели по шкалам самопонимания, самопоследовательности (саморуководство) и низкие по шкале самообвинение можно интерпретировать как своеобразный ресурс «Образа Я», который актуализирует потребность в самоактуализации.
У педагога Лупундюк Н.А. на втором месте стоит потребность в социальных контактах. В структуре «Образа Я» на фоне низких показателях позитивных шкал (самоуважение, самоинтересы, самоуверенность, самоинтерес, самопонимание) получены средне выраженные показатели по шкалам ожидания отношения от других, самопринятия и самопоследовательности. Эти звенья «Образа Я» каким-то образом актуализируют потребность в социальных контактах, которая является потребностью более высшего порядка, чем потребность в материальных благах.
Сравнение и анализ результатов теста-опросника самоотношения и методики измерения степени удовлетворенности основных потребностей доказали, что у педагогов с целостным и устойчивым «Образом Я» уровень самоактуализации значительно выше, чем у педагогов с недостаточно устойчивым «Образом Я». Действительно, целостный и устойчивый «Образ Я» способствует актуализации потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании