Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние Образа Я на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций

Психологические аспекты личностного и профессионального самосовершенствования продолжение

«Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть [50]. Ещё в начале 20-го века А.Ф. Лазурский писал: "Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придаёт всему облику человека значительную определённость и законченность. Благодаря многократному повторению укрепляются и, так сказать, кристаллизуются в определённых профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как всё остальное отходит на задний план, становится малозаметным…". Е.И.Степанова продолжает эту мысль: "У взрослого человека, если исключить студенческий возраст, ведущим видом деятельности является трудовая. Труд, как вид деятельности, является средством или фактором, ускоряющим развитие человека. Под влиянием труда происходит не только тренировка определённых функций человеческого организма, но и формирование жизненных позиций и ориентации, определение планов на будущее, социализация личности" [56]. Объём понятия «профессиональная деятельность» гораздо шире, чем «трудовая деятельность». «Последняя только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самоё себя» [21]. В профессиональных сообществах, характеризующихся тем, что люди, их составляющие, занимают однородные социальные позиции (профессиональные категории), идентичность усвоения ценностей обеспечивается идентичностью требований, диктуемых профессиональным статусом. Механизм этого процесса - профессиональная роль, путём усвоения которой познаются и усваиваются ценности профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная роль выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей. В современном психологическом словаре в аксиоматическом виде выражена идея неразрывной связи личности и профессиональной деятельности: «В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определённых социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т.п.» [42] Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а, говоря о развитии личности, закономерно обратиться к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами, но уже прижившемуся на почве отечественной науки. Ещё не существует единого видения данного понятия в теории и нет единства во мнениях: самоактуализация - это цель или средство? процесс или результат? Этот феномен может заменяться (или наполняться) различными терминами: самореализация, самоосуществление, самоактивизация, самоопределение и т.п., но все эти понятия заключают в себе основную идею А.Маслоу о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей. В концепции С.Л. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию «направленности». Он рассматривает данный феномен как интегральную характеристику личности, в которой соединены и динамическое и содержательное, и отражательный (содержательный, предметный) аспект и отношенческий (эмоциональный), в которой на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно ценных и общественно значимых формах». «Направленность - это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность - это самовыражение личности в жизни, её тенденция самореализации» . [1]. По К.Юнгу, каждый индивидум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация – это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста. Что же понимают под личностным ростом психологи? Юнг К. считал, что личностный рост – это расширение знаний о мире и о самом себе, в сознательной осведомленности. Автор индивидуальной психологии Адлер А. рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию. Один из основателей гуманистической психологии К.Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой он усиливает организм и “самость”. Другой представитель гуманистического направления в психологии А.Маслоу, рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение “высших” потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по Маслоу, это значит, не оставаться в потенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой [29]. Виктор Франкл, создатель логотерапии и экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развития личности выделяет стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент. «…Полноценность человеческой жизни определяется через его транцендентность, то есть способность “выходить за рамки себя”, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» .
Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 2640 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]