ВВЕДЕНИЕ
Люди являются самым большим богатством любой страны. Они обуславливают ее историческое наследие, экономическое благополучие, культурный уровень. Дети составляют ее будущее. Не случайно в разных странах существует особенное трепетное отношение к детям. Оно проявляется в отношении к ребенку родителя, общества и государства. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, проходящая в РК, требует принципиальных изменений во всей системе педагогики. Изменяются цели образования, совершенствуется содержание учебной информации, изменяются средства педагогической коммуникации, в значительной степени изменяется и сам объект педагогического воздействия — учащиеся. Все это вызывает необходимость повышения требований к уровню профессионализма учителей. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога.
Актуальность и значимость изучения проблем активизации профессионального саморазвития педагогов находит свое подтверждение в пристальном внимании к данному феномену со стороны исследователей. Психологические аспекты этой проблемы находят свое отражение в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман, в работах зарубежных ученых А. Маслоу, М. Хайдеггера, К Роджерса, Д. Уотсона, У. Хантера и др. На междисциплинарном уровне проблема исследуется В.И. Андреевым, И.А. Зимней, Л.Н. Куликовой, А.В. Меренковым и др. Возможности саморазвития личности в образовательном процессе представлены в трудах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, И. И. Ильясова, Г. К. Селевко, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др. Вопросы профессионального саморазвития педагога освещены в работах Ю. Н. Кулюткина, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина.
При осмыслении проблемы саморазвития и самосовершенствования исследователи обращаются к понятию "самоактуализация", предложенному зарубежными психологами, но уже прижившемуся на почве науки постсоветского пространства. Понятие феномена самоактуализации заключает в себе основную идею А.Маслоу о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей. Более того, современные исследователи единодушны в утверждении, что профессиональная деятельность стимулирует развитие человека и актуализирует его потребности к самоактуализации уже в форме потребности к профессиональному самосовершенствованию.
Проведенный анализ научных работ, посвященных рассмотрению аспектов профессионального саморазвития личности, позволил установить, что саморазвитие – процесс, обусловленный биологически через интроверсию, рефлексию, определяет индивидуализацию как самореализацию человека в качестве субъекта собственной деятельности. Это означает, что процесс саморазвития рассматривается в диалектическом единстве противоположностей – социализации и индивидуализации, это неразрывно взаимосвязанный процесс, на определенной стадии дополняющийся самоуправлением личности, которая начинает сама сознательно организовывать собственную жизнь, а значит, и конструировать в той или иной мере свое собственное развитие. Фактором, воздействующим на направленность и интенсивность самоизменения и одновременно степень его реализации, выступает не просто внешняя среда и влияние на человека других людей, а вырабатываемый самим человеком угол зрения на эти влияния, мера его понимания и принятия их для самого себя, то есть его личное решение, личностная позиция. Все эти компоненты, так или иначе, составляют «Образ Я», т.е. форму представлений человека о себе.
На данном этапе развития психологии проблематика «Образа Я» привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей, но для обозначения этого феномена авторы используют и другие термины: «Я - концепция», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т.п.
«Образ Я» или «Картина Я» — это описательная составляющая совокупности всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой. «Образ Я» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Феномен «Образа Я» обозначен, в исследованиях Джемса У., Фрейда З., Адлера А., Эриксона Э., Мейли Р., Кона И., Петровского В., Ярошевского М., Чесноковой И., Столина В., Непомнящей М., Лисиой А., Крылова, Мида Дж., Бернса Р., и др..
Во многих работах прослеживается мысль о том, что «Образ Я» - это особое внутреннее образование в природе личности, которое вызывает неосознаваемое стремление к непрерывному самосовершенствованию.
Без всякого сомнения, существует взаимосвязь между особым внутренним образованием «Образа Я» и процессом самосовершенствования. Но этот вопрос в психологической науке освещен недостаточно с точки зрения соотношения актуального состояния «Образа Я» с уровнем самоактуализации педагога. Как актуальное состояние «Образа Я» соотносится с феноменом самоактуализации? Ответы на этот вопрос позволит обеспечить активизацию профессионального саморазвития педагога (как субъекта преобразующего), создать условия для формирования потребности в профессиональном саморазвитии (как субъекта функционирующего) путем влияния на «Образ Я» педагога психологическими методами. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Влияние «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций».
Цель исследования: выявление влияния «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование педагогов.
Объект исследования – «Образ Я» педагогов средней школы.
Предмет исследования – профессиональное самосовершенствование педагогов средней школы.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: у педагогов с целостным и устойчивым «Образом Я» уровень самоактуализации значительно выше, чем у педагогов с недостаточно устойчивым «Образом Я». Предполагается, что:
1. Целостный и устойчивый «Образ Я» способствует актуализации потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании;
2. Недостаточно устойчивый «Образ Я», характеризующийся осознанием и самооценкой учителем лишь отдельных свойств и качеств, препятствует актуализации потребности педагога в личностном и профессиональном самосовершенствовании и способствует появлению профессиональной стагнации.
Гипотеза определила задачи исследования.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций.
2. Исследовать условия и факторы, влияющие на сформированность у сотрудников организаций потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления соотношения актуального состояния «Образа Я» педагогов и уровнем их самоактуализации.
4. Разработать рекомендации по обеспечению организации целенаправленного психолого-педагогического воздействия с целью создания условий по формированию устойчивого и целостного «Образа Я» педагогов, что в свою очередь поможет активизировать их профессиональное саморазвитие.
Методологической основой исследования является гуманистическая теория личности и деятельностный подход в психологии. Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: «Тест-опросник самоотношения» (Столин В., Пантелеев С.), «Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей» (по Большакову А.), «Способность учителя к саморазвитию» (Зверева В., Немова Н.), «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (Бойко В.), также применялись социолого-педагогические методы (наблюдение, беседа, анкетирование) и коэффициент линейной корреляции.
Практическая значимость работы:
Пакет диагностических методик, использованный в данном исследовании, может быть взят за основу руководителями учреждений для определения фонового уровня развития «Образа Я» (профессионального самосознания) и уровня самоактуализации сотрудников учреждений. Диагностика позволит выделить те звенья «Образа Я», которые депривируются и наметить групповые и/или индивидуальные пути развития «Образа Я», что позволит активизировать профессиональное саморазвитие сотрудников учреждений.