Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Познавательная деятельность как средство развития личности младшего школьника - дипломная работа
Введение дипломной работы - Познавательная деятельность как средство развития личности младшего школьникаАктуальность темы исследованияОсновная цель любой системы образования — развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека. У. Джеймс, Д. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка считают, что обучение и есть развитие. Согласно другой, обучение — это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности — обучение их реализует» или, другими словами: «обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн). Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет». В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л. С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, ибо «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. Как подчеркивает Дж. Брунер, «... преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому формировать свое развитие».[14] Из основополагающего тезиса Л. С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».[6] Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения. При этом Л. С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие — это целостное развитие всей личности. Человек выполняет разные виды деятельности. Однако на каждом возрастном этапе жизни можно выделить главную ведущую деятельность, которая определяет успехи развития. Согласно А. Н. Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль, другие — подчиненную».[28] Именно эта деятельность ведет за собой развитие. В ведущей деятельности возникают и формируются новообразования, происходит зарождение новой ведущей деятельности, которая приводит к новому этапу развития. В начальной школе ведущей деятельностью должно быть учение. В дошкольный период жизни развитие ребенка идет, прежде всего, через разные виды игровой деятельности. Учение зарождается в игре и постепенно берет на себя роль ведущей деятельности. У одних детей это происходит еще до поступления в школу, а другие дети остаются в игре и в школьном возрасте. Ведущая деятельность наиболее эффективно влияет на процесс развития в период своего становления. Начальная школа как раз и является временем, когда учащиеся овладевают деятельностью учения. Следовательно, именно в младшем школьном возрасте учение наиболее интенсивно ведет за собой развитие. Между дошкольным и школьным периодами есть существенные различия в общих условиях современной социально-педагогической организации деятельности детей. Деятельность дошкольников протекает в условиях, при которых они еще не включены в жесткую систему занятий,— взрослые больше стремятся их воспитывать, чем обучать, а ребенок может выступать как субъект, которому нравится и приятно действовать именно так, а не иначе (например, дошкольники играют только по собственному желанию,— «заставить» их играть невозможно). Это способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т. е. их личности. С первых дней пребывания в школе дети попадают (во всяком случае в условиях нашей страны) в жесткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное по преимуществу на передачу школьникам «знаний» и на одностороннее культивирование у них репродуктивного мышления. Художественное, нравственное и физическое воспитание существенно ущемлены и находятся на втором плане по сравнению с преподаванием «научных дисциплин». Школьников нередко «заставляют» учиться без их собственного желания,— они являются большей частью лишь объектами учебно-дисциплинарных воздействий системы образования. Поэтому она не создает тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников, их личности. Обновление нашего школьного образования должно быть нацелено, прежде всего, на приоритет в нем всех форм воспитания личности учащихся, которые могут выступать как подлинные субъекты своей деятельности. Применительно к особенностям личности младшего школьника можно сказать следующее: в этом возрасте при создании необходимых условий для развертывания полноценной познавательной деятельности дети могут овладеть основами разумно-теоретического рефлексирующего сознания и мышления и общей ориентацией в «высоком» искусстве. Это очень значимо для раскрытия творческих возможностей и развития личности младшего школьника. Обновленное начальное образование может быть периодом формирования личности рефлексирующего субъекта. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Познавательная деятельность как средство развития личности младшего школьника» Цель исследования: изучение влияния познавательной деятельности на развитие личности ребенка младшего школьного возраста. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе. Предмет исследования – познавательная деятельность и ее влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: если создать условия по активизации познавательной деятельности младшеклассников, то это повлечет за собой позитивные изменения в структуре их личности. Предполагается, что после психолого-педагогического воздействия, направленного на развитие познавательной активности, у учащихся экспериментального класса кроме показателей уровня развития познавательных процессов улучшаться личностные показатели. Задачи:
Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целью, задачей и гипотезой использованы как теоретические методы (логический анализ проблемы, системно-структурный анализ, дидактический анализ средств обучения, учебных материалов и обобщение результатов исследования), так и эмпирические (прямые и косвенные наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование). Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: «Исключение слов», «Укажи лишний предмет», предложенных Т. В. Эксакусто и О. Н. Истратовой, тест мотивации достижения детей 9 – 11 лет МД-решетка в адаптации Н. Афанасьевой, тест «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской). Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована необходимость активизации познавательной деятельности школьников, которая основывается на принципиально новом подходе к дидактическим играм:
Очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу теоретических и практических аспектов развития личности в процессе познавательной деятельности, так и практическая, предполагающая создание определенных психологических условий для развития личности через познавательную деятельность. Пакет диагностических методик, использованный в данном исследовании, может быть взят за основу педагогами и психологами для определения фонового уровня развития познавательной деятельности и уровня развития личности детей младшего школьного возраста. Базой исследования была выбрана школа. Объектом исследования явились дети параллелей третьих классов данной школы. 3 «А» - экспериментальный класс. Учащиеся 3 «А» класса участвовали в формирующем эксперименте. Кроме двух исследований качественных показателей познавательной активности (уровень развития словесно-логического, образно-логического мышления) и личностных показателей (мотивация достижения, самооценка) с учащимися этого класса проводились занятия по программе развития познавательной активности. 3 «Б» класс – контрольный, с учащимися 3 «Б» класса проводились только констатирующее исследование качественных показателей познавательной активности (уровень развития словесно-логического, образно-логического мышления) и личностных показателей (мотивация достижения, самооценка) и повторное изучение по этим параметрам. Занятия по программе развития познавательной активности с этими учащимися не проводились. | |
Просмотров: 12693 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||