Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Дети с синдромом дефицита внимания - дипломная работа по психологии
Введение - Дети с синдромом дефицита внимания
Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед человеком новые проблемы. Неблагополучные социально-экономические и экологические факторы приводят к ухудшению здоровья и сильнее всего оказывают влияние на детей. Последние исследования показывают, что более 90% детей имеют отклонения в психическом и физическом развитии. За время обучения в школе почти в 4 раза увеличивается количество психопатологических состояний. По данным Министерства Обороны РК к моменту окончания школы лишь один из десяти подростков может удовлетворять требованиям к здоровью для прохождения воинской службы. И проблема не только в адаптивных возможностях организма ребенка. Здоровье подрастающего поколения во многом определяется существующей системой образования и так называемым «школьным фактором». Многие дети приступают к обучению в общеобразовательных учреждениях, будучи функционально незрелыми. Это негативно сказывается на результатах обучения и, как правило, является причиной школьной (а в последствии и социальной) дезадаптации. Одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте является синдром дефицита внимания (СДВ). Длительные проявления импульсивности и гиперактивности у детей с СДВ могут привести к формированию девиантных форм поведения (Егорова М.С., 1995; Ковалев B.B., 1995; Горьковая И.А., 1996; Захаров А.И., 1999). Последствиями СДВ во взрослом возрасте проявляются неудачами в личной и профессиональной карьере (Гуревич К.М., 1991; Галкина Т.В., Алексеева Л.Г., 1992). Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВ. В подростковом возрасте у таких детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам. Для них в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям (Менделевич В.Д., 1998), следовательно, изучение детей с синдромом и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Обращает на себя внимание тот факт, что синдрому дефицита внимания уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., 1994; Кучма В.Р., Платонова А.Г., 1997; Разумникова О.М., Голошейкин С.А., 1997; Рычкова Н.А., 2000, КасатиковаЕ..Б., Брязгунов И.П., 2001). Таким образом, ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, а это позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1986; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В., 1999). В Казахстане программы по проблеме развития детей с СДВ в дошкольном возрасте до сих пор не разрабатывались. Таким образом, проблема исследования СДВ в дошкольном возрасте относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно освещенных в теории и практике психологии. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Дети с синдромом дефицита внимания». Цель исследования: создание целостной картины механизмов формирования синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста, выработка рекомендаций для преподавателей и родителей по преодолению трудностей процесса адаптации и социализации детей дошкольного возраста с СДВ. Объект исследования – старшие дошкольники с СДВ. Предмет исследования – влияние психолого-педагогических факторов на процесс адаптации и социализации детей дошкольного возраста с СДВ. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза - при планировании учебной и воспитательной работы необходимо учитывать особенности детей с синдромом дефицита внимания. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: таблицы «Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.), схемы наблюдений за ребенком (П. Бейкер и М. Алворд), анкеты «Признаки импульсивности» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.), методики изучения внимания «Кольца Ландольта», методики «Прогрессивные матрицы Равена». Практическая значимость работы: учет особенностей детей с СДВ представляется важнейшим принципом для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Материалы дипломной работы могут быть использованы в работе дошкольных учреждений, центров медико-психолого-педагогической реабилитации, для психологического просвещения родителей и других заинтересованных лиц. | |
Просмотров: 6067 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |