Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Развитие памяти в процессе учебной деятельности - дипломная работа по психологии
Введение - Развитие памяти в процессе учебной деятельностиПамять — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Памяти отводится большое место в школьном обучении. Очевидно, что память играет большую роль при накоплении знаний. Память является основой репродуктивного мышления, обеспечивающего понимание нового материала применение знаний на практике, если не требуется их существенного преобразования. Память играет определенную роль и в продуктивном мышлении, так как имеющиеся знания — опора в открытии нового. Отмечая это обстоятельство, А.А. Смирнов писал, что роль памяти велика не только для закрепления прошлого опыта, но и для создания нового. Действительно, непосредственное экспериментальное сопоставление особенностей памяти и результатов школьного обучения указывает на определенное соответствие между школьными успехами и продуктивностью памяти, хотя у различных авторов есть, и известные расхождения одни делают вывод о том, что функция памяти имеет большое значение для процесса усвоения знаний [4]; другие считают, что функция памяти — ее органическая основа — не имеет столь большой значения для процесса обучения [26] / или она вообще может не иметь никакого значения [21]. Недостатки же памяти, которые наблюдаются у детей с пониженной успеваемостью, связываются в основном с недостатками развитии их мышления [21]. Именно во время школьного обучения, судя по литературным источникам, происходит становление мнемической функции. Действительно, если память в дошкольном возрасте опирается на эмоциональные сопереживания, на наглядные образы, то в школьные годы с освоением различных мыслительных операций она начинает претерпевать существенные изменения. Уже для младшего школьника характерно овладение некоторыми средствами организации и управления запоминанием, что говорит о наличии качественных изменений по сравнению с импульсивным запечатлением дошкольника. Благодаря переходу к символическому способу выражения своих знаний к 11-летнему возрасту, дети могут выделять характерные черты предметов и строить их полноценные классификации. Но сознательно и целенаправленно использовать смысловую группировку как прием запоминания школьники начинают только с VI класса в возрасте 12—13 лет. Исследования показывают, что после 12 лет овладение различными мнемическими приемами, которые ранее не были сформированы, приводит к значительному увеличению продуктивности смыслового запоминания. Итак, во время обучения в школе память начинает меняться от более непосредственной до более смысловой, постепенно приближаясь к памяти взрослого человека. Проблема развития памяти, определение уровней сформированности различных видов запоминания и характера их соотношения у школьников среднего звена, имевших разный опыт пребывания в дошкольных учреждениях до поступления в школу, изучены недостаточно, хотя имеют исключительно важное значение для организации учебного процесса. В психологической литературе пока еще нет сравнительных данных об уровнях сформированности и характере соотношения различных видов запоминания у школьников среднего звена, имевших разные стартовые условия при поступлении в школу: подростков, посещавших детские дошкольные учреждения, и подростков, не посещавших детские дошкольные учреждения до поступления в школу. В старшем дошкольном возрасте память детей отличается недостаточно полным участием второй сигнальной системы в процессах восприятия новых сведений и воспроизведением информации преимущественно на неосознанном уровне. Предполагается, что появление систематических учебных нагрузок и необходимость усвоения новой информации в связи с подготовкой к школьному обучению в подготовительных группах детского сада оказывают стимулирующее влияние на развитие памяти ребенка, и уже к окончанию детского сада у детей отмечается существенный рост мнемических характеристик. Хотя при этом в первую очередь наблюдается совершенствование относительно слабого звена мнемической деятельности — ее осознаваемой сферы, происходит это в период, когда, как известно, неосознаваемая сфера формирования и хранения следов внешних воздействий у младших школьников функционирует достаточно эффективно и стабильно. В результате у шестилеток устанавливается тесная взаимосвязь между неосознаваемыми и осознаваемыми компонентами мнемической деятельности, которая, по-видимому, и проявляется впоследствии в их способности более глубоко и полно воспринимать предъявляемый материал и более точно оценивать по памяти непроизвольно воспринятую информацию. Предполагается, что в дальнейшем память у подростков, посещавших детские сады, развита лучше, чем у их сверстников, никогда не посещавших детские дошкольные учреждения. Это предположение строится на том, что память, являясь ведущим познавательным процессом в этом возрасте, развивается только при включении ее в активную деятельность, в том числе учебную деятельность. Необходимость произвольного запоминания учебного материала стимулирует развитие памяти у ребенка. У детей, не посещавших детский сад, не было такой возможности включения в учебную деятельность, развивающую память. Чем отличаются от своих одноклассников дети, приступившие к учебе, имевшие опыт учебной деятельности до поступления в школу? Какие изменения нужно внести в программы, методики, режим дня для эффективного обучения этих категорий школьников? Какими специфическими особенностями памяти будут обладать бывшие дошкольнки ко времени окончания школы по сравнению со своими «неорганизованными» одноклассниками. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Развитие памяти в процессе учебной деятельности». В данной работе были исследованы мнемические способности подростков, так как именно подростковый возраст характеризуется качественными изменениями в структуре памяти. Цель исследования: выяснение влияния разных условий обучения детей на процесс развития их памяти в целом. Объект исследования – учащиеся 7-х классов, посещавших и не посещавших детские дошкольные учреждения до поступления в школу. Предмет исследования – мнемические особенности школьников, имевших в прошлом разные условия социального развития. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: Предполагается, что у школьников, имевших опыт учебной деятельности в дошкольном учреждении, мнемические характеристики отличаются от таковых у сверстников, не посещавших детские дошкольные учреждения. Включенность детей в учебную деятельность до поступления в школу обеспечивает более высокий уровень развития их памяти в дальнейшем. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи:
База исследования. Базой исследования была выбрана школа города. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х параллельных классов примерно одинакового уровня развития умственных способностей. Уровень умственного развития определялся с помощью теста «Прогрессивные матрицы Равена». Затем детей условно разделили на две группы. В первую вошли школьники, посещавшие детские сады, во вторую не имевшие доступа к посещению детских дошкольных учреждений. Следующий этап исследования проводился со школьниками индивидуально, который состоял из поочередного предъявления заданий на определение уровня развития их памяти. Структура дипломной работы. Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения. В первом разделе:
Результат исследования: На основе анализа экспериментально полученных данных разработаны рекомендации по организации учебного процесса с целью развития памяти, которые могут быть использованы педагогами школ. Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу теоретических и практических аспектов развития памяти в процессе обучения, так и практическая, так как результаты исследования могут применяться в школьной практике. | |
Просмотров: 11141 | Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 3 | |
| |