Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Психологические особенности преодоления кризисных ситуаций в образовательной среде
Введение - Психологические особенности преодоления кризисных ситуаций в образовательной средеАктуальность. В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей. Яркой иллюстрацией этого являются данные об актах насилия в семье и обществе. Так, 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По некоторым другим данным, в Казахстане ежегодно регистрируется 7–8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. По данным Генеральной прокуратуры РК, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений. Как предотвратить чрезвычайные происшествия, уменьшить их воздействие на психическое и физическое здоровье человека, как реагировать в тех или иных кризисных ситуациях, как оказаться к ним подготовленным? Особенно часто они возникают тогда, когда речь идет о кризисных ситуациях в образовательном учреждении. Мир меняется. География и масштабы катастроф, спровоцированных человеком, все расширяются. Непредвиденность, неожиданность, разрушительность последствий, нестабильность, шаткость существования входят в самоощущение человека. Мир XXI столетия иной по тем требованиям, которые он предъявляет к психологии человека, его действиям, его позиции. Изменяется и общественная среда, система ориентиров. В том числе современная действительность требует изменений и в системе образовательной среды, повышения ее безопасности, подготовленности к угрозе и неопределенности, повышения компетентности в сфере действия в ЧС, соответствующей подготовке учителей и учащихся. Такие события, как стихийное бедствие, самоубийство, смерть, террористический акт, будучи не плановыми, неожиданными для обычного течения школьной жизни, часто не получают достаточного внимания со стороны администрации. Это усложняет действия в ситуации кризиса и отягощает его последствия. Вышесказанное определило в существенной степени выбор темы дипломного исследования: «Психологические особенности преодоления кризисных ситуаций в образовательной среде». Необходимо отметить, что в последнее время предпринимаются попытки разработки путей решения заявленной проблемы. Издаются методические пособия и рекомендации для специалистов системы образования. В 2006 году вышла книга кандидата психологических наук, директора Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Е.В. Бурмистровой «Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде)». В ней детально рассматриваются вопросы профессиональных границ педагога-психолога при оказании помощи в кризисных ситуациях. В доступной форме дается представление о кризисе, знания по оценке риска суицида, техники кризисного вмешательства для разных возрастных групп. Особое внимание уделено планированию действий работников образовательного учреждения в кризисных ситуациях, различным техническим и психологическим моментам поведения в кризисных ситуациях, особенностям преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения, каким образом обеспечить психологическую безопасность. Изучение проблемы предупреждения и разрешения чрезвычайных ситуаций в образовательной среде позволило выявить проблему дефицита экспериментального поля для дипломного исследования. В реальной жизни не каждый день случается чрезвычайная ситуация, тем более нельзя запланировать чрезвычайную ситуацию для того, чтобы провести эксперимент. Данное противоречие может быть разрешено, если рассмотреть кризисную ситуацию как ситуацию с неожиданными жизненными трудностями. А самым неотложным и актуальным является изучение того, как ведет себя личность при столкновении с неожиданными жизненными трудностями и к каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения. Огромный вклад в исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных условиях внесли Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Л. Венгер. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф.Е. Василюк , А.Д. Андреева , М. Тышкова, Р.А. Туревская, Л.М. Аболин. Анализ психологической, социологической, философской и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей и подростков в общество (Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, В.В. Неверова, Д.Н. Исаев и др.). Всегда особую проблему для педагога представляли «трудные» дети и подростки, входящие в состав «группы риска», «дезадаптированные». Причины деструктивного поведения подростков в кризисных ситуациях рассматриваются в русле разных научных дисциплин и объясняются по-разному. Социологи видят их в специфике российской ситуации и общей социальной незащищенности всех слоев населения (В.В. Неверова, А.Е. Шабалдас). Философский аспект связывает данную проблему с падением духовности и нравственности, несформированностью или утратой смысла жизни и общечеловеческих ценностей (Р.С. Назгаидзе, Ю.В. Артюхович). Психологи выделяют несформированность у подростков психологической устойчивости к трудностям (Л.И. Анцыферова, М. Тышкова, Д.И. Фельдштейн) и отсутствие помощи и поддержки со стороны окружающих (А.Н. Волкова, Д.Н. Исаев, Э.М. Александровская). В то же время, отмечается отсутствие специально организованной системы работы педагога-психолога с подростками по преодолению кризисных ситуаций в рамках деятельности школьной психологической службы. Таким образом, актуальность поставленной проблемы обусловлена необходимостью изучения особенностей поведения и переживаний детей и подростков в кризисных ситуациях, чтобы предотвратить деструктивное развитие личности. Особую значимость приобретает исследование феномена кризисных ситуаций для организации целенаправленной психологической и педагогической помощи детям и подросткам в рамках деятельности школьной психологической службы. Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка является переходный подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 11 до 14 лет у многих ребят. Именно поэтому в плане экспериментального поля был выбран подростковый возраст. Объект исследования - кризисные ситуации в подростковом возрасте. Предмет исследования — содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям. Цель исследования - изучение специфики кризисных ситуаций в подростковом возрасте и организации системы работы педагога- психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям. Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная система работы педагога-психолога позволяет обеспечить целенаправленное развитие психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям. В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие Задачи:
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования, включающий теоретический анализ психологической, социологической, философской литературы, наблюдение, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ подростков, формирующий эксперимент. Базой исследовательской работы была выбрана средняя школа города. В первую экспериментальную группу вошли благополучные подростки в количестве десяти человек. Во вторую экспериментальную группу вошли 10 подростков с девиантным поведением, стоящих на внутришкольном контроле. Подростки второй экспериментальной группы были включены в формирующий эксперимент. С ними проводились занятия по программе коррекционно-обучающего тренинга. Цель программы - формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа групповой работы педагога-психолога с подростками, показавшая свою эффективность, может быть использована в различных учреждениях образования для повышения резистентности детей и подростков к деструктивным факторам жизнеосуществления. Данная программа несет в себе развивающий потенциал и способствует личностному росту детей и подростков. | |
Просмотров: 8907 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |