Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Психология гендерных различий - готовая дипломная по психологии
Введение - Психология гендерных различий«Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы, если бы рабою, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил ее из ребра» Святой Августин
Гендерный подход как теоретическое направление в общественных науках возникло как оппозиция традиционным исследованиям отношений между полами. Основная идея, на которой базировались последние, касалась убежденности в необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендерный подход, разрабатываемый как критика данных исследовательских установок при изучении межполовых отношений, ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равноправия независимо от половой принадлежности. Перспективность гендерного подхода как новой научной парадигмы становится все более очевидной не только для представителей научного знания, но и для представителей массового, обыденного сознания, поскольку в рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования, не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений - в сфере межличностного взаимодействия. Психологам в профессиональной деятельности необходимо активно использовать гендерные знания в практической работе с людьми. Каждый человек, с которым сталкивается психолог по роду деятельности, является представителем того или иного пола, и как представитель того или иного рода вступает в межличностные отношения. Межличностные отношения понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга. Изучение теории по гендерной проблематике позволило сделать вывод, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения. Е.П.Ильин говорит о наличии половых типов и ставит вопрос о том, что фемининным мужчинам и маскулинным женщинам нецелесообразно строго придерживаться существующих гендерных стереотипов. Жесткая мужская и женская социализация может принести им только вред. Кроме того, лица мужского пола должны учитывать, что имеются женщины маскулинного типа. Это поможет им более эффективно налаживать отношения с такими женщинами и не воспринимать этих женщин как угрозу мужскому началу. С другой стороны, учитывание женщинами того факта, что есть фемининные мужчины, тоже поможет им не красить всех мужчин одной краской и более терпимо относиться к тем особенностям поведения своих сыновей и мужей, которые не укладываются в "мужские стандарты" или "идеологию мужественности". Практическому психологу эти знания помогут вовремя оказать помощь в активизации личностных ресурсов клиентов для выбора субъективных стратегий в межличностных отношениях, позволят изменить контексты травмирующих ситуаций, спланировать и предвидеть многие ситуации в межличностном общении в детских и трудовых коллективах. Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений. В психологической литературе недостаточно освещен вопрос о связи некоторых гендерных характеристик человека и выбора модели взаимоотношений с другими людьми. Практическому психологу необходимо знать, какую модель поведения использует личность в общении и как эта модель соотносится с принадлежностью к определенному гормональному полу, обусловливающего маскулинность, фемининность и андрогинность. Объект исследования – гендерные различия. Предмет исследования – гендерные характеристики личности и способы ее поведения в межличностных контактах. Цель исследования – изучить гендерные различия и их влияние на способы и тактику поведения в ситуации межличностных контактов. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены задачи экспериментального исследования:
Для проверки гипотезы о том, что, было проведено психологическое исследование. Участниками исследования были старшеклассники, всего 60 человек (30 юношей и 30 девушек). Предполагалось, что выраженные маскулинные черты будут способствовать использованию соперничающего типа поведения, а выраженные фемининные черты будут порождать такие типы поведения при разрешении межличностных противоречий, как приспособление и избегание. Для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных черт в структуре личности был использован "Опросник маскулинности-фемининности” Сандры Бэм. Для определения типичных способов поведения в конфликтной ситуации применялся "Опросник поведения в конфликте” Томаса. В исследовании принимали участие юноши и девушки примерно одинакового возраста и уровня развития умственных способностей. Уровень умственного развития определялся с помощью теста "Прогрессивные матрицы Равена". | |
Просмотров: 6452 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |
| |