Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Обучение эмоциональной саморегуляции как метод психологического воздействия
Введение готовой дипломной - Обучение эмоциональной саморегуляции как метод психологического воздействияВ рамках современной гуманистической парадигмы все большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительными воздействиями среды, снабжают его более эффективными механизмами защиты от пагубных тенденций общества, позволяют сохранять гармонию с самим собой и окружающим миром, отстаивать свою духовную целостность, свои нравственные идеалы, свои права на личное счастье и здоровье, повышают адаптационные возможности организма и психики в целом. Реализация этих форм поведения людей во многом зависит от качества их эмоциональной жизни. Не зря описание многих ситуаций социальной адаптации и дезадаптации сегодня осуществляется в терминах эмоциональных состояний. Уныние и хандра, ощущение бессмысленности существования, вечное недовольство собой и другими; склонность к агрессии, нервозность, ненависть, злоба, зависть; дефицит сострадания, альтруистических порывов, заботы о ближнем, - вот результаты постоянной борьбы человека за выживание, непомерных трудовых нагрузок, частого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач на путях к достижению своей личной значимости и т.д., ставшие устойчивыми характеристиками современной духовно ущербной личности, выполненные в эмоциональных терминах. Стрессы, депрессии, фрустрации, эмоциональные депривации, - примеры различных проявлений эмоционального неблагополучия, объясняющие современным врачам причины многих физических и психических заболеваний. Становится ясно, что эмоции человека с необходимостью вовлекаются в процесс его социализации, но при этом результаты их влияния не однозначны. Не всегда эмоциональная деятельность человека способствует его успешной социальной адаптации и коммуникации, служит опорой его адекватным поведенческим действиям. Между тем, в культуре выработаны определенные способы и формы эмоционального поведения людей, обеспечивающие им целесообразное и эффективное взаимодействие, составляющие основу их социальной компетентности. Эти способы и формы в опыте отдельного человека объединяются в сложное личностное качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, эмоциональной саморегуляции, направленности личности на свои переживания и может быть названо эмоциональной культурой. Эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания. Целенаправленное воспитание получает полное и эффективное воплощение только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых осуществляются воздействия на объект воспитания, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах. В данном случае особо важное значение приобретает знание законов и практических методов организации психологического воздействия в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это, прежде всего, различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-педагогической теории, ни в психолого-педагогической практике в нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом. Проблема психологического воздействия выступает как стержневая, «результирующая» проблема в психологии и одновременно как системообразующая категория, которая во многом определяет целевую перспективу (поиск законов управления психическими явлениями), прикладной потенциал, общественное лицо психологической науки, связанное с дееспособностью выявленных в ней законов, их применимостью к социальной практике. Эффектом психологического взаимодействия и воздействия относительно человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой. Непреходящее значение рассматриваемой проблемной области обусловлено еще и тем, что саму человеческую жизнь, в известном смысле, можно трактовать как непрерывную цепь разнообразных воздействий, которым с момента зарождения начинает подвергаться индивид и которые с течением времени, став личностью, он уже сам начинает оказывать на свое окружение и самого себя. Таким образом, в реальной жизни каждый человек выступает, в известном смысле, прежде всего в качестве субъекта и объекта различного рода воздействий, которые определяют характер его взаимосвязей с внешним миром (как природным, так и социальным), воспитывают в ходе опыта этих взаимосвязей индивидуальный личностный склад, формируют индивидуальный стиль жизни и деятельности человека, определяют его возможности самореализации, творческого самовыражения в этом мире. Однако психолого-педагогическая теория и практика показывают, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное влияние. Основные проблемы обучения и воспитания в современной школе и семье как раз и связаны с недостаточной выраженностью или отсутствием у педагогов знаний и навыков эффективной организации процессов межличностного взаимодействия, общения, умений правильной инструментовки психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками другой личности, а также навыков личного со-участия в этом процессе. В рамках данной работы на примере анализа закономерностей и основных методов психологического воздействия предпринята попытка определить психологическую эффективность метода целенаправленного обучения эмоциональной саморегуляции. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Обучение эмоциональной саморегуляции как метод психологического воздействия». В процессе теоретического осмысления проблематики психологического воздействия было решено обозначить экспериментальное поле данного исследования. Социально значимой является работа с детьми и подростками, испытывающими трудности в социально-психологической адаптации, склонными к девиантному поведению. Поэтому в эксперимент были вовлечены подростки, являющиеся воспитанниками детских домов, которым присущи признаки девиантного поведения. Основания выбора воспитанников именно подросткового возраста объясняются следующими допущениями: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход в более глубокий мир социальных взаимоотношений, требующий личностной активности от каждого индивида; во-вторых, подростковый возраст - период наиболее активного формирования личности, т.е. наиболее сенситивный к различного рода коррекционным мероприятиям; в-третьих, большинство сформированных личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер. Цель исследования: изучение влияния процесса обучения эмоциональной саморегуляции на личность участников экспериментального исследования. Объект исследования– социальная и педагогическая психология. Предмет исследования – закономерности и методы психологического воздействия, основы обучения эмоциональной саморегуляции. Цель исследования: изучение эффективности метода обучения эмоциональной саморегуляции подростков-воспитанников детского дома в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия. Гипотеза исследования: целенаправленная, систематическая работа по обучению эмоциональной саморегуляции повлечет за собой позитивные изменения в структуре личности воспитанников детских домов. Предполагается, что после психолого-педагогического воздействия у воспитанников детского дома экспериментальной группы улучшаться субъективные характеристики психологической устойчивости подростков. В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи: 1. Определить уровень разработанности проблемы обучения эмоциональной саморегуляции как метода психологического воздействия. 2. Выявить особенности эмоциональной саморегуляции участников экспериментального исследования. 3. Разработать технологию работы по обучению эмоциональной саморегуляции. 4. Экспериментально проверить эффективность метода обучения психологической саморегуляции. Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы диалектико-материалистического учения о социальной и культурно-исторической, эволюционной природе человеческой психики и личности, конкретизированные в рамках отечественной психологической теории в принципе системности, принципе детерминизма, принципе развития, деятельностном подходе, принципе общения, личностном принципе и т.п. В основу развивающей программы работы педагога-психолога с подростками были положены ведущие идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В Франкл, Б.С. Братусь и др.). Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования, включающий теоретический анализ психологической, социологической, философской литературы, наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анализ творческих работ подростков, формирующий эксперимент. Для диагностики психологических характеристик подростков использовались диагностические методики, позволяющие изучить актуальное эмоциональное состояние: восьмицветовой тест Макса Люшера, шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Базой исследовательской работы был выбран Детский дом. В первую экспериментальную группу вошли благополучные подростки в количестве десяти человек. Во вторую экспериментальную группу вошли 10 подростков с признаками девиантного поведения. Подростки второй экспериментальной группы были включены в формирующий эксперимент. С ними проводились занятия по программе обучения основам саморегуляции. Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. | |
Просмотров: 7085 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||