Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии

Проблемы лидерства и взаимодействия старшеклассников

Введение - Проблемы лидерства и взаимодействия старшеклассников

Актуальность темы исследования. В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей и подростков, формирования и работы с группами и коллективами не дают четкого видения специфики самого феномена лидерства в современных условиях.
Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», выделены основные признаки, по которым его можно охарактеризовать.
Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус.
Третий признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
Четвертый признак – воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей.
Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С.Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы. Лидер проявляется в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации.
Таким образом, анализ источников, их интерпретация позволили определить понятия «лидерство» и «лидер».
Лидерство – один из компонентов блока общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.
Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера. По сути дела речь идет о психолого – педагогическом сопровождении лидерства в школе.
Психолого - педагогическое сопровождение процесса развития лидерского потенциала старшеклассников имеет три составляющие:
  • подготовленность педагогов и психологов к работе с лидерами;
  • психолого-педагогическое обеспечение готовности старшеклассника быть лидером;
  • психолого - педагогическое конструирование поля лидерства.
Одним из условий развития лидерского потенциала подростков является подготовленность психологов и педагогов к работе с лидерами. Знания психологов и педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность психолога и педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам не достаточно учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога и психолога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Проблема лидерства и взаимодействия старшеклассников».
Цель исследования – изучить проблему лидерства и взаимодействия старшеклассников в разных социальных условиях.
Объект исследования – учащиеся старших классов сельской и городской школ.
Предмет исследования – проблема лидерства и взаимодействия старшеклассников в разных социальных условиях.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза – лидерство в условиях сельской школы имеет специфические характеристики, которые зависят от особенностей социальной ситуации функционирования группы.
Гипотеза определила задачи исследования.
  1. Изучить научную литературу отечественных и зарубежных авторов, посвященную проблеме лидерства.
  2. Раскрыть теоретические основы феномена лидерства в подростковых и юношеских группах.
  3. Выявить экспериментально социально-психологических особенностей лидерства в малой учебной группе в условиях сельской и городской школ.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников); эмпирические (наблюдение, социометрическая методика Дж. Морено, шкала Спилбергера, опросник групповой сплоченности, тест определения психологической дистанции, тест «Самооценка», опросник Томаса, тест по определению потребности в общении).
База исследования. Участниками исследования были старшеклассники одиннадцатых классов средней школы, находящейся в сельской местности, и средней школы города. Предполагалось, что характеристики лидеров в разных классах значительно отличаются.
Категория: Дипломные по психологии | Добавил: Alexey (05.06.2009) | Автор: Alexey E
Просмотров: 6580 | Комментарии: 2 | Теги: Купить дипломную по психологии, педагоги, лидерство, Подростки, старшеклассник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 alex  
0
king

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]