Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Проблемы лидерства и взаимодействия старшеклассников
Введение - Проблемы лидерства и взаимодействия старшеклассниковАктуальность темы исследования. В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей и подростков, формирования и работы с группами и коллективами не дают четкого видения специфики самого феномена лидерства в современных условиях.
Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», выделены основные признаки, по которым его можно охарактеризовать. Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой. Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус. Третий признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы. Четвертый признак – воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей. Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С.Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы. Лидер проявляется в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации. Таким образом, анализ источников, их интерпретация позволили определить понятия «лидерство» и «лидер». Лидерство – один из компонентов блока общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера. По сути дела речь идет о психолого – педагогическом сопровождении лидерства в школе. Психолого - педагогическое сопровождение процесса развития лидерского потенциала старшеклассников имеет три составляющие:
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Проблема лидерства и взаимодействия старшеклассников». Цель исследования – изучить проблему лидерства и взаимодействия старшеклассников в разных социальных условиях. Объект исследования – учащиеся старших классов сельской и городской школ. Предмет исследования – проблема лидерства и взаимодействия старшеклассников в разных социальных условиях. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза – лидерство в условиях сельской школы имеет специфические характеристики, которые зависят от особенностей социальной ситуации функционирования группы. Гипотеза определила задачи исследования.
База исследования. Участниками исследования были старшеклассники одиннадцатых классов средней школы, находящейся в сельской местности, и средней школы города. Предполагалось, что характеристики лидеров в разных классах значительно отличаются. | |
Просмотров: 6580 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |