Главная » Статьи » Психология » Курсовые по психологии |
Проективные методы в исследовании личности
Введение - Проективные методы в исследовании личности
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методики создавались для клинических целей и в своих классических вариантах используются главным образом в клинике неврозов, в настоящее время проективные методики используются в выявлении индивидуальных, "уникальных” способов адаптации личности к социальному окружению и себе самой. Специально подобранная батарея методик способна ответить на такие важные вопросы, как стиль взаимоотношения личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм и т. д.); ее ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости и т. д. Бесспорно, что богатством получаемого материала проективные методики выгодно отличаются от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов, например опросников. Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.
Со времен выхода в свет знаменитой "Психодиагностики" Германа Роршаха прошло уже почти восемьдесят лет; столько же длятся споры вокруг предложенного им проективного метода; тесты, разработанные позднее другими исследователями, вызывают не меньшие дебаты. Критики проективных методов подвергают сомнению все, что только возможно: по их мнению, валидность и надежность проективных тестов крайне низка, неясны переменные, исследуемые с их помощью; в конце концов, они считают, что не совсем понятны даже теоретические основы проективных тестов. Ниже будет подробно изложена позиция противников применения проективных тестов, сейчас же стоит сказать, что и в лагере их сторонников не все обстоит так хорошо, как хотелось бы. Даже среди них нет единого мнения относительно валидности и надежности тестов, впрочем, их оценки, конечно же, более оптимистичны; не выработана окончательная позиция по поводу методологических основ интерпретации результатов; не ясно до конца, что же такое проекция, вернее, какой ее вид определяет результаты диагностики. Одним словом, если аргументы "против", хотя и спорны, то, по крайней мере, ясны, то аргументы "за" - столь же, зачастую, туманны и сомнительны. Ситуация осложняется тем, что на практике проективные тесты используют все, кому не лень, часто без соответствующей подготовки; многим они кажутся почему-то очень простыми (это касается, в основном, графических методик). Неправомерное, а, точнее, дилетантское, использование проективных методов усугубляет ситуацию. Проблемы, о которых сказано выше по сей день не вполне разрешены, в то время как конструирование новых тестов и использование уже существующих, этого, без сомнения, требует. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ данной курсовой: Ответить на вопрос: что, собственно, есть проективная диагностика в ее современном виде и каковы ее перспективы. ЗАДАЧИ:
Объект исследования: Проективные методики. Предмет исследования: Особенности применения проективных методик на практике. | |
Просмотров: 5889
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |