Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии

Профессионально важные качества учителя начальных классов - готовый диплом

Введение - Профессионально важные качества учителя начальных классов

Актуальность исследования. Интенсивное развитие начального образо­вания, разнообразие альтернативных прог­рамм, кардинальное изменение процессу­альной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изме­нения личности учителя, его роли и дея­тельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных клас­сов нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, организации общения в учебной деятель­ности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инно­вационных технологий в практику школь­ной жизни.
В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных проблемам деятельности и личности учителя. Однако, речь в них идет, как правило, об учителе вообще, общих функциях педагогической деятельности, общей структуре педагогических способностей и т. п. Между тем, учительская профессия очень многогранна и включает в себя целый ряд разных, хотя и родственных, специальностей, выделяемых по преподаваемому учителем предмету и по возрасту учеников, с которыми он работает. Первым в этом ряду стоит учитель начальных классов.
Ясно, что если существует определенная специфика деятельности, то должны быть и соответствующие ей особенности в структуре профессионально важных качеств (ПВК) личности, избирающей эту деятельность. Поэтому в большинстве случаев абитуриенты педагогических учебных заведений задумываются над вопросом о том, на какую специальность им поступать, а, став студентами, стараются развить у себя необходимые ПВК. Сказанное в полной мере относится и к тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов.
Таким образом, в школьной практике возникает проблема готовности учителя начальных классов к использованию но­вовведений в учебном процессе. Эта проблема связана не столько с осознанием дидактической задачи, проду­мыванием возможности тех или иных ви­дов учебно-познавательной деятельности учащихся, сколько с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами. Учитель спосо­бен передавать ученикам лишь те ценност­ные ориентации, которые присущи ему са­мому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельнос­ти, но и активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества.
В современной педагогической литера­туре нет единого мнения о важных про­фессиональных и личностных качествах учителя, определяющих его педагогиче­скую деятельность и практически нет работ, которые рассматривают профессионально важные качества учителя начальных классов. Прослеживается определенное противоречие в системе подготовки учителей начальных классов. С одной стороны существует современный социальный заказ на учителей, способных повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. При этом функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. Учитель начальных классов — это еще и учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека. С другой стороны сложившаяся система подготовки этих специалистов не дает возможности сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности, так отсутствие разработок о профессионально важных качествах учителей начальных классов препятствует возникновению «образа профессионала», к которому необходимо стремиться и соответствовать, чтобы стать настоящим профессионалом.
Вышесказанное определило тему настоящей дипломной работы: «Профессионально важные качества учителя начальных классов».
Цель исследования: научное обоснование влияния ПВК учителя начальных классов на успешность его педагогической деятельности.
Объект исследования: психология труда.
Предмет исследования: профессионально-важные качества учителя начальных классов.
Цель, объект и предмет исследования позволяют выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза: предполагается, что своевременное выявление и формирование ПВК учителя начальных классов позволяют в значительной мере повысить эффективность обучения и воспитания детей.
Гипотеза определила задачи исследования
Задачи:
  1. изучение подходов специалистов к проблеме исследования;
  2. подбор комплекса методов психолого-педагогической диагностики для выявления ПВК учителя начальных классов;
  3. проведение поискового эксперимента;
  4. анализ результатов экспериментального исследования;
  5. разработка рекомендаций.
Методологической основой исследования является гуманистическая теория личности и деятельностный подход в психологии (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др.), теория системогенеза деятельности (В. Д. Шадриков); концепции, теории и положения личностного развития (Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин); концепции профессионально-личностного становления (Т. И. Данюшевская, Е. А. Климов, Ю. П. Поварёнков, Г. В. Резапкина, Н. В. Самоукина, Э. А. Фарапонова, В. В. Чебышева, Л.М.Митина)
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: методика «Психологический портрет учителя» (авторы - З. Резапкина, Г. Резапкина), методика «Определение психологической дистанции» (адаптированный вариант шкалы Богардуса), методика «Диагностика эмпатии» (авторы - А. Меграбян и Н. Эпштейн), методика «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (авторы - Н. Фетискин, В. Козлов, Г. Мануйлов).
База исследования:
Базой исследования были выбраны школы города. Выбор педагогов для включения их в экспериментальное исследование шел по критерию уровня освоенности профессией учителя начальных классов. Были сформированы две группы учителей в количестве 10 человек в каждой (полные списки педагогов см. в приложение 1). В первую группу вошли учителя, успешно работающие, которые хорошо знают план и программу своей деятельности, активно участвуют в разработке планов и программ. Стаж работы этих учителей составляет от 7 до 10 лет. Во вторую группу вошли начинающие учителя, стаж работы которых находится в диапазоне от 0 до 1 года. У данных учителей не выработан свой индивидуальный стиль деятельности: при составлении планов воспитательной работы, графиков и конспектов уроков и воспитательных мероприятий и т.п. часто используют формальный и шаблонный способ, копируя готовые образцы, пусть и лучшие. Все педагоги женского пола в возрасте от 20 до 35 лет.
Практическая значимость работы:
Практическая значимость выполненного исследования состоит в определении профессионально значимых качеств учителей начальных классов и изучении сформированности этих качеств, в выявлении эффективности формирования профессионально значимых качеств у учителей, принявших участие в эксперименте. Применение разработанного диагностического комплекса может быть рекомендовано для включения в образовательный процесс учебных заведений, занимающихся подготовкой учителей начальных классов, методистов школ.
Категория: Дипломные по психологии | Добавил: alex (05.12.2009) | Автор: Alex E
Просмотров: 15674 | Комментарии: 4 | Теги: педагог, начальных классов, качества учителя, дипломная по психологии, психолог, Профессионально | Рейтинг: 4.0/7
Всего комментариев: 3
3 Мая  
1
качественное

2 Мая  
1
дипломная работа

1 Sashka  
1
Блин, а как можно скачать этот диплом?
Ответ: пиши на saitar@list.ru , кстати, что взамен за диплом?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]