Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Профессионально важные качества учителя начальных классов - готовый диплом
Введение - Профессионально важные качества учителя начальных классовАктуальность исследования. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных классов нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.
В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных проблемам деятельности и личности учителя. Однако, речь в них идет, как правило, об учителе вообще, общих функциях педагогической деятельности, общей структуре педагогических способностей и т. п. Между тем, учительская профессия очень многогранна и включает в себя целый ряд разных, хотя и родственных, специальностей, выделяемых по преподаваемому учителем предмету и по возрасту учеников, с которыми он работает. Первым в этом ряду стоит учитель начальных классов. Ясно, что если существует определенная специфика деятельности, то должны быть и соответствующие ей особенности в структуре профессионально важных качеств (ПВК) личности, избирающей эту деятельность. Поэтому в большинстве случаев абитуриенты педагогических учебных заведений задумываются над вопросом о том, на какую специальность им поступать, а, став студентами, стараются развить у себя необходимые ПВК. Сказанное в полной мере относится и к тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов. Таким образом, в школьной практике возникает проблема готовности учителя начальных классов к использованию нововведений в учебном процессе. Эта проблема связана не столько с осознанием дидактической задачи, продумыванием возможности тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, сколько с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельности, но и активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества. В современной педагогической литературе нет единого мнения о важных профессиональных и личностных качествах учителя, определяющих его педагогическую деятельность и практически нет работ, которые рассматривают профессионально важные качества учителя начальных классов. Прослеживается определенное противоречие в системе подготовки учителей начальных классов. С одной стороны существует современный социальный заказ на учителей, способных повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. При этом функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. Учитель начальных классов — это еще и учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека. С другой стороны сложившаяся система подготовки этих специалистов не дает возможности сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности, так отсутствие разработок о профессионально важных качествах учителей начальных классов препятствует возникновению «образа профессионала», к которому необходимо стремиться и соответствовать, чтобы стать настоящим профессионалом. Вышесказанное определило тему настоящей дипломной работы: «Профессионально важные качества учителя начальных классов». Цель исследования: научное обоснование влияния ПВК учителя начальных классов на успешность его педагогической деятельности. Объект исследования: психология труда. Предмет исследования: профессионально-важные качества учителя начальных классов. Цель, объект и предмет исследования позволяют выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза: предполагается, что своевременное выявление и формирование ПВК учителя начальных классов позволяют в значительной мере повысить эффективность обучения и воспитания детей. Гипотеза определила задачи исследования Задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: методика «Психологический портрет учителя» (авторы - З. Резапкина, Г. Резапкина), методика «Определение психологической дистанции» (адаптированный вариант шкалы Богардуса), методика «Диагностика эмпатии» (авторы - А. Меграбян и Н. Эпштейн), методика «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (авторы - Н. Фетискин, В. Козлов, Г. Мануйлов). База исследования: Базой исследования были выбраны школы города. Выбор педагогов для включения их в экспериментальное исследование шел по критерию уровня освоенности профессией учителя начальных классов. Были сформированы две группы учителей в количестве 10 человек в каждой (полные списки педагогов см. в приложение 1). В первую группу вошли учителя, успешно работающие, которые хорошо знают план и программу своей деятельности, активно участвуют в разработке планов и программ. Стаж работы этих учителей составляет от 7 до 10 лет. Во вторую группу вошли начинающие учителя, стаж работы которых находится в диапазоне от 0 до 1 года. У данных учителей не выработан свой индивидуальный стиль деятельности: при составлении планов воспитательной работы, графиков и конспектов уроков и воспитательных мероприятий и т.п. часто используют формальный и шаблонный способ, копируя готовые образцы, пусть и лучшие. Все педагоги женского пола в возрасте от 20 до 35 лет. Практическая значимость работы: Практическая значимость выполненного исследования состоит в определении профессионально значимых качеств учителей начальных классов и изучении сформированности этих качеств, в выявлении эффективности формирования профессионально значимых качеств у учителей, принявших участие в эксперименте. Применение разработанного диагностического комплекса может быть рекомендовано для включения в образовательный процесс учебных заведений, занимающихся подготовкой учителей начальных классов, методистов школ. | |
Просмотров: 15674 | Комментарии: 4
| Теги: |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||