Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Четверг, 03.07.2025
Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии

Роль фольклора в формировании гражданского сознания младших школьников

Введение - Роль фольклора в формировании гражданского сознания младших школьников

Актуальность исследования. Современные социокультурные реалии, процессы глобализации и интеграции выдвигают перед образованием сложные задачи воспитания личности новой формации, мобильного, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, готового к активной жизнедеятельности в условиях многокультурного мира, человека с высоким уровнем гражданского сознания. Указанные тенденции определяют стратегию новой образовательной политики Казахстана и стран СНГ, где приоритетная роль отводится воспитанию, выявлению и обоснованию ценностей современного образования, ведущих направлений и инновационных технологий по совершенствованию воспитательных систем, воспитательного процесса. Востребованность проблематики воспитания, ее актуальность вызваны тем, что исследование особенностей развития постиндустриальной цивилизации выявило существенные деформации в проектировании процесса и результатов воспитания: несформированность социальных, культурных, национальных образовательных ценностей и смыслов, отвечающих реалиям многокультурного общества; разорванность связей между поколениями, отчуждение и противостояние в семье, школе и социуме; нечеткость общественных и педагогических позиций в достижении идеала личности школьника. Необходимость решения имеющихся проблем потребовала поиска новых подходов к воспитанию личности, что актуализирует разработку инновационных теорий и концепций воспитания. Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. Переход к многообразию форм собственности, свободному предпринимательству, конкуренции при отсутствии четких гражданских ориентиров привел к тому, что в общественном сознании отвоевывает позиции идеал дельца, прагматика, не гнушающегося никакими средствами в борьбе за личное благополучие. Провозглашение еще в период перестройки тезиса самоценности личности в отрыве от гражданской ответственности сопровождается у значительной части молодежи ослаблением чувства долга перед страной. Это проявляется в стремлении уклониться от службы в армии, в противоправных действиях. Невнимание к гражданскому воспитанию, включающему в себя подготовку к сотрудничеству, взаимоприемлемому компромиссу, толерантности становится одной из существенных причин усиления криминализации общества. Проявления экстремизма, анархизма, вандализма, оказавшиеся возможными в силу ослабления внимания к гражданскому воспитанию как первейшей задаче государства, становятся опасными для существования социума как цивилизованного сообщества. Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д. Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности - личность, которой присуща высокая социальная активность. Данные исследований В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, Н.М. Трофимовой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. свидетельствуют о том, что субъектообразующая линия развития младшего школьника, его смысловая ориентировка в собственных действиях и ряд других особенностей дают возможность рассматривать этот возраст как достаточно важный в воспитании разнообразных форм сознания. Проблема приобретает особую актуальность в условиях поликультурности, где социум диктует насущную потребность в утверждении культурного плюрализма средствами поликультурного образования. Понимание многообразия поликультурного мира предполагает наличие внутренней позиции человека, формирующейся в результате деятельности сознания (B.C. Мухина). В связи с этим значимым становится поиск путей воспитания гражданского сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств поликультурного образования и непосредственно фольклора. Несмотря на имеющиеся исследования фольклора как средства воспитания (Н.М. Бэешу, Г.Н. Волков, В.А. Николаев и др.), коррекционной работы (О.Н. Грачева, Е.Ю. Шпанко и др.), развития речи и творческих способностей детей (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, А.Е. Шибицкая и др.), до настоящего времени воспитание гражданского сознания младших школьников в условиях поликультурного социума средствами фольклора народов, проживающих длительное время на одной территории, не было предметом теоретической рефлексии ученых. Вышесказанное определило тему настоящей дипломной работы: «Роль фольклора в формировании гражданского сознания младших школьников».
Цель исследования – выявить возможности национального фольклора в формировании гражданского сознания младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования гражданского сознания детей младшего школьного возраста в поликультурном образовательном пространстве. 
Предмет исследования – фольклор как средство формирования гражданского сознания детей младшего школьного возраста.  Цель, объект и предмет исследования позволяют выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: если создать педагогические условия для освоения детьми культурного наследия соседствующих в поликультурном пространстве народов посредством их фольклора, то это повлияет на процесс формирования их гражданского сознания. Целенаправленное педагогическое воздействие стимулирует становление этнотолерантности, как составной части гражданского сознания человека поликультурного пространства. Гипотеза определила задачи исследования.
Задачи:
  1. изучение подходов специалистов к проблеме исследования;
  2. подбор комплекса методов психолого-педагогической диагностики для выявления качественного уровня развития гражданского сознания;
  3. подбор методического материала для проведения занятий с детьми по ознакомлению их с фольклором народов Казахстана;
  4. проведение формирующего эксперимента;
  5. анализ результатов экспериментального исследования. 
Методологической основой исследования при изучении сущности традиций, их роли в жизни современного общества являются труды Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева, А.Ф.Лосева, Ю.Б.Борева, К.Леви-Стросса, Ю.М.Лотмана, Б.Н.Федотова, А.Я.Гуревича, И.Хейзинги, Т.В.Чередниченко и др.
В области педагогики, психологии методологической основой исследования являются труды Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, В.Г.Белинского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.А.Сухомлинского, КЯ.Лернера, К.Н.Успенского, Р.Штейнера, Д.Б.Эльконина, явились основой для обоснования оптимальных педагогических технологий гражданского воспитания. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической и этнопедагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент; тестирование; беседы, а также методы статистической обработки результатов.
Новизна исследования состоит в следующем: Выделены психические новообразования развития, определяющие предрасположенность младших школьников к воспитанию гражданского сознания. Проблема формирования гражданского сознания младших школьников рассматривается в условиях поликультурности и путем реализации потенциала средств поликультурного образования. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования гражданского сознания младших школьников средствами полинационального фольклора.
Практическая значимость работы: Практическая значимость выполненного исследования определяется тем, что основные выводы могут быть использованы в профессиональной подготовке учителей в высших и средних педагогических учебных заведениях, вузах культуры и искусства, в процессе организации педагогической практики, в системе повышения квалификации учителей начальной школы.
База исследования: Базой исследования были выбраны ученики 3 «А» и 3 «Б» классов МШЛ (многопрофильная школа-лицей). Все ученики, принимавшие участие в эксперименте – русскоязычные. 10 учеников составили экспериментальную группу, то есть кроме констатирующего и контрольного экспериментов принимали участие в формирующем эксперименте. Они посещали фольклорный кружок, где знакомились с фольклором народов, проживающих в Казахстане. Упор в занятиях делался на ознакомление с фольклором русского и казахского народов. 10 учеников составили контрольную группу, с ними проводились только констатирующий и контрольный эксперименты.
Категория: Дипломные по психологии | Добавил: alex (04.12.2009) | Автор: Alex E
Просмотров: 4941 | Теги: младший школьник, эксперимент, школьник, купить дипломную работу, исследования фольклора, педагог | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]