Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Теоретические и практические аспекты психокоррекции школьной тревожности - дипломная работа по психологии
Введение - Теоретические и практические аспекты психокоррекции школьной тревожностиАктуальность. На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности. И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов. При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, ссылки на не разработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране и странах бывшего СССР, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данным термином зачастую понимаются достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние – свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности. В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с известными социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающего мира как угрожающего и нестабильного. В последнее десятилетие интерес психологов постсоветского пространства к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (проблема готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и подростков явно недостаточно. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Психокоррекция школьной тревожности». Цель исследования: определение влияния организации психокоррекционной работы на уровень тревожности у одиннадцатиклассников в период подготовки к ЕНТ, разработка эффективной модели психологического сопровождения одиннадцатиклассников в период подготовки к ЕНТ, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья школьников. Объект исследования – школьная тревожность. Предмет исследования – теоретические и практические аспекты психокоррекции школьной тревожности. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: При организации психокоррекционной работы в соответствие с основными принципами: единства диагностики и коррекции, комплексного подхода, учета индивидуальных и возрастных особенностей одиннадцатиклассников произойдет снижение уровня тревожности. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (опросник Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой), «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан), тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку), метод Стьюдента для зависимых выборок. Практическая значимость работы: Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами и педагогами для решения проблем старшеклассников различного плана, мешающих им полноценно адаптироваться и успешно учиться. | |
Просмотров: 8446 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |