Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Гендерные факторы в поведении девиантных подростков - готовый диплом по психологии
Введение - Гендерные факторы в поведении девиантных подростковАктуальность темы исследования. Психологические исследования молодежных проблем в современных условиях реформирования социальной жизни общества постепенно преобразуются из собственно академических вопросов научного познания в неотъемлемую составляющую практического освоения социальной действительности.
Важными в этих обстоятельствах представляются гендерные аспекты социализации молодого поколения, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованны, а с другой стороны приобретают все большую значимость в формировании сознания и поведения современной молодежи. Особенно это характерно для молодежи города, где на фоне утраты эффективности традиционных институтов социализации интенсивно возникают неформальные молодежные объединения, все более играющие роль таких социализирующих факторов. Общим для большинства несовершеннолетних является то обстоятельство, что на первый план в их идеологии выходят ценности маскулинности. Исходя из них, мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п.
Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась, прежде всего, маскулинным качеством.
Поэтому новые возможности для исследования противоправного поведения несовершеннолетних открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн, К. Бьерквист, X. Джин, А. Игли, Д. Кандиоти, Г. Коои, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон., К. Уэст и Д. Зиммерман и др.), так и отечественными исследователями (Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, И.С. Клецина, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.).
В отличие от половозрастного анализа, отталкивающегося от биологической разницы мужчин и женщин, гендерный анализ позволяет, не ограничиваясь традиционными представлениями о гормональных отличиях и разном физиологическом предназначении, увидеть истоки различий в агрессивности между мальчиками и девочками подростками в специфике их социализации и принятии на себя определенных гендерных ролей.
К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к исполняемым гендерным ролям. Например, от девочек дома требуют послушания, скромности и заботливости, в проблемах гендерной психологии школе - достижений в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя.
Такое «уравнение» гендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и женственности заставляет подростка почувствовать себя бесполым и одиноким существом во враждебном и угрожающем ему мире. В этой ситуации агрессивность является, прежде всего, защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью гендерной идентификации в современном мире.
Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется нам важнейшим принципом для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Гендерные факторы в поведении девиантных подростков»
Цель исследования: научное обоснование гендерных особенностей проявления маскулинных качеств у подростков, склонных к противоправному поведению. Объект исследования – гендерные характеристики маскулинности у подростков. Предмет исследования – роль маскулинности подростков, склонных к противоправному поведению. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: Предполагается, что уровень маскулинности определяет склонность к противоправному поведению у подростков. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросник БЕМ, экспертные оценки, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, диагностика состояния агрессии Басса – Дарки. База исследования. Базой исследования был выбран детский дом. В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-18 лет, проживающие в детском доме, всего – 24 человека. 12 из них – подростки мужского пола (в дальнейшем называемые юношами), остальные подростки женского пола (в дальнейшем называемые девушками). Первую и вторую группу составляют юноши и девушки с разным уровнем социальной адаптированности. Из 12 человек в каждой группе 6 подростков – это подростки с делинквентным поведением, совершавшие побеги из детского дома. Основная характеристика таких подростков независимо от пола: требуют повышенного педагогического внимания, с трудом подчиняются правилам внутреннего распорядка детского дома, конфликтны, отношения со сверстниками строят с позиции силы. Из 12 человек в каждой группе 6 подростков – это подростки с удовлетворительным уровнем адаптированности. Основная характеристика таких подростков независимо от пола: сравнительно легко подчиняются правилам внутреннего распорядка детского дома, активны в общественной жизни детского дома, отношения со сверстниками строят с позиции товарищества. | |
Просмотров: 6894
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |