Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Социально-психологические особенностей развития личности старшеклассника
Введение - Социально-психологические особенностей развития личности старшеклассникаАктуальность исследования Быстрое и необратимое изменение социальной структуры общества на современном этапе, экономические и политические перемены, отсутствие в обществе стабильной идеологической базы и материальной основы гармоничного развития личности наполняют палитру обыденной жизни агрессивными оттенками и создают дополнительную психологическую напряженность не только у взрослых, но и детей. К большому сожалению, психогигиеническая культура большей части населения находится на низком уровне. В связи с этим, родители и педагоги очень часто не могут оказать детям своевременную психологическую поддержку. В одних случаях, они не понимают закономерностей возрастного развития, в других — недооценивают важность детских проблем, пребывая в раздумьях о своих заботах. Иногда противоречивые и непоследовательные поступки взрослых приводят к тому, что в подростковом и юношеском возрасте многие дети становятся малодоступными для обычных воспитательных воздействий. Такие отклонения в психическом здоровье старшеклассника часто рассматриваются родителями и педагогами как непослушание, упрямство, леность или «плохой характер», в связи с чем, к ребенку опять применяется воспитательное воздействие, основанное на принуждении и более строгом к нему отношении. Подобные меры подкрепляют имеющиеся трудности адаптации, усиливая и без того выраженное стрессовое напряжение подростка. Еще в 1985 г. в сборнике трудов ученых Института гигиены детей и подростков указывалось на настоятельную необходимость получения сведений о распространенности различных форм нервно-психических расстройств среди детей и подростков, что «могут дать только сплошные и повторные исследования массивных контингентов. Это важно не только в научном, но и в практическом отношении для ранней терапии и действенной профилактики стойких нарушений. В подростковом возрасте - корни здоровья взрослых». Тогда же планировались широкие исследования комиссиями ВОЗ и МЗ СССР с целью анализа этиологии, клинической структуры и эпидемиологии пограничных нервно—психических нарушений, в том числе - аномалий развития личности. Можно предположить, что эти планы не были осуществлены или осуществлены лишь в очень ограниченных масштабах, исходя из того, что последующий исторический период был связан с развалом СССР и обнищанием науки, а также сферы образования и здравоохранения в странах постсоветского пространства. Школа как составная часть системы социализации является одним из элементов общественной и экономической жизни нашего государства. Опосредовано, через социально-психологические механизмы, старшеклассник вступает во взаимодействие со всем нашим обществом, которое переживает затяжной кризис. Школа как социальный институт оказывает огромное влияние на формирование личности школьника, в том числе старшеклассника. Следовательно, важно знать, какого содержание социально-психологического взаимодействия старшеклассника с этим значимым в его жизни социальным институтом: как оно влияет на развитие его личности. К сожалению, деятельность школьных психологов, во многом, обусловлена общеобразовательными потребностями школы и направлена в основном на изучение интеллектуальных способностей детей. Необходимость в более глубоком изучении личности подростка возникает, как правило, только при его зачислении в категорию «трудных» или в случае конфликтных ситуаций. Исходя из выше сказанного, существует потребность в изучении особенностей развития личности старшеклассника в условиях социально-психологического кризиса. Полученные данные помогут представить портрет юношества начала XX1 века, подобрать адекватные средства воздействия на формирующуюся личность. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Социально-психологические особенности развития личности старшеклассника». Цель исследования: изучение особенностей развития личности старшеклассника в современных условиях. Объект исследования – личность старшеклассника. Предмет исследования – личностные характеристики старшеклассников, такие как темперамент, тревожность, наличие страхов, агрессивность, конфликтность, карта интересов и мотивация к учебе в школе. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть рабочую гипотезу исследования. На развитие личности старшеклассника оказывают влияние реалии развития нашего общества в целом. К окончанию школы у подростков формируется определенный круг интересов, и они решают проблему выбора профессии. Этот выбор во многом диктуется состоянием экономической ситуации в стране, а именно: ростом стоимости как среднеспециалъного, так и высшего образования, низким уровнем развития сферы услуг, банкротством многих ведущих промышленных предприятий, которые ограничивают или прекращают набор людей на работу, обнищанием бюджетной сферы и т.д. Эти негативные тенденции сопровождают ребенка с первых лет его жизни, а в юношеском возрасте вносят дополнительный дисбаланс в развитие его личности, возможности его самореализации. Формирование личности современных подростков сопровождается наличием у них значительной неуверенности, тревожности и даже страха за свою жизнь и будущее. Это проявляется у них как в поведении, отношении к учебе, так и состоянии физического здоровья. Все это находит отражение также в объективных показателях состояния психики подростков, которые можно получить с помощью методик, апробированных в казахстанской психологии. Гипотеза исследования состоит в следующих допущениях:
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: опросник Айзенка, «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (Шкала Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой), Опросник «Карта интересов» (авторы А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская и др.) – модификация. Практическая значимость работы Исследование имело прикладной характер и позволило выявить социально-психологические особенности старшеклассников и разработать рекомендации для родителей и учителей. В результате повысился уровень психологической работы и взаимопонимания, как в отдельных классах, так и в школьном коллективе в целом. | |
Просмотров: 10090
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |