Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Среда, 02.07.2025
Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии

Проблемы психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи

Введение - Проблемы психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи

Актуальность. В настоящее время проблема психологического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Современная ситуация в Казахстане (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья. Отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности. В современных условиях семья, имеющая пять и более детей, относится к многодетным семьям.
На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме взаимоотношений в семье. Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья и психологического благополучия детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей. В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье. Данные экспериментов подтверждают, что больше трудности в воспитательном процессе семьи, имеющей несколько детей, связаны именно с налаживанием дружеских взаимоотношений между ними.
В данном исследовании многодетная семья рассматривается как единство трех основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема «взрослый - взрослый», на определенной стадии онтогенеза к ней подключается подсистема «взрослый – ребенок», затем образуется система «ребенок – ребенок». Таким образом, психологическое благополучие детей в многодетной семье зависит от того, какие взаимоотношения сложились во всех трех подсистемах. Результаты научных исследований утверждают, что отношение «взрослый - взрослый» выступает определяющим фактором благополучия в семейном воспитании – это, прежде всего, и главным образом – отношения между матерью и отцом ребенка. Супружеские отношения формируют определенную позицию – эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская позиция, в свою очередь, определяется исследователями как один из важнейших факторов, влияющих, во-первых, на формирование личности ребенка, так как в ней отражаются чувства, которые родители ребенка питают друг к другу, и, во-вторых, на формирование мотивационно-потребностной сферы межличностных отношений между детьми. Учет родительской позиции к ребенку в многодетной семье имеет огромное значение для создания программ по оптимизации семейного воспитания, восстановления психологического благополучия детей. Опыт зарубежных стран показывает, что помощь многодетным семьям только в виде социальных пособий и гуманитарных акций не приносит ожидаемого результата. Суть разрабатываемого принципа коррекционной работы можно выразить пословицей: «Лучше научить человека ловить рыбу, чем накормить его рыбой». Помощь многодетным семьям должна быть ориентирована на работу по активизации жизненного потенциала самой семьи. Изменение неадекватной родительской позиции на адекватную – вот один из путей решения проблемы психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи.
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Проблемы психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи».
Цель исследования: выявления влияния родительской позиции на уровень психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи.
Объект исследования – многодетные семьи.
Предмет исследования – психологическое благополучие детей в условиях многодетной семьи.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза - в многодетной семье обеспечивается психологическое благополучие детей, если:
  1. Позиция родителей основана на гуманности и любви;
  2. Установлены благоприятные взаимоотношения между родителями и детьми.
Предполагается, что неадекватное отношение родителей к ребенку в многодетной семье обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт. Создание психолого-педагогических условий по оптимизации родительской позиции позволит нейтрализовать влияние этих негативных факторов на личность ребенка.
Задачи:
  1. Изучить подходы специалистов к проблеме исследования.
  2. Исследовать условия и факторы, влияющие на психологическое благополучие детей в условиях многодетной семьи.
  3. Произвести подбор комплекса методов психолого-педагогической диагностики для выявления родительской позиции и уровня психологического благополучия детей в многодетных семьях, принимающих участие в эксперименте.
  4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное психолого-педагогическое воздействие с целью оптимизации родительской позиции.
Методологические основы исследования: учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), тест «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской), программа коррекции детско-родительских отношений «Связующая нить» (Н. Григори).
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе; при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов, социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ.
Категория: Дипломные по психологии | Добавил: Alexey (23.07.2009) | Автор: Alexey E
Просмотров: 8147 | Комментарии: 1 | Теги: Купить дипломную по психологии, взрослый, Помощь многодетным семьям, многодетная семья, ребенок, взаимоотношения в семье | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]