Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Вторник, 01.07.2025
Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии

Социальная адаптация воспитанников детских домов - дипломная по психологии

Введение - Социальная адаптация воспитанников детских домов

В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального, производственно - экономического, культурного и политического наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых социально - экономических условиях.
Особого внимания требуют дети - сироты, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, главное, в чем нужно помочь этим детям - правильно адаптироваться в нестабильном сегодняшнем мире. Успешность адаптации воспитанников детских домов в современных условиях зависит от многого. Прежде всего, от индивидуально - типологических особенностей детей, сформированности у них общеучебных умений, а также тех условий, в которых они растут, воспитываются и обучаются. Психическое развитие сирот характеризуется замедленным темпом и имеет ряд качественных негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, незрелость эмоционально-волевой сферы и самосознания личности и др.
У этих детей горькое детство и, как правило, им не сладко приходится потом и во взрослой самостоятельной жизни. Они не умеют делать покупки в магазинах, готовить, планировать свой бюджет, не знают своих прав, главное - не знают, что такое семья. Всему этому их надо учить. Иными словами, адаптировать к жизни в обществе. Но как? За школьной партой? Как показывает опыт, этот способ не всегда самый эффективный. Поэтому создание условий для социальной и психологической адаптации детей-сирот - важнейшая задача, стоящая не только перед детскими домами и интернатами, но и перед обществом в целом.
Между тем психическое и социальное становление ребенка-сироты ("настоящего" или ставшего сиротой при живых, но лишенных прав родителях) существенно отличается от развития ребенка, живущего в нормальной, благополучной семье. У детей из интернатов и детских домов либо нет возможности перенимать социальный опыт родителей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер. Дети общаются с узким кругом взрослых, и это общение в целом смещено из сферы практической деятельности в сферу дисциплинарную. Эмоциональная бедность контактов с взрослыми определяет особую потребность ребенка во внимании и доброжелательности. Тем более что и круг его сверстников тоже ограничен.
В этой связи трудно переоценить значимость расширения социальных связей и отношений детей-сирот с окружающим миром, возможность вступления их в разнообразные отношения с этим миром и при этом сохранение своего собственного "я". К тому же в условиях детского дома или приюта у ребенка формируется особая позиция - позиция сироты, беспомощного и зависящего от всех и вся. С таким мироощущением, при почти полном отсутствии социального опыта молодой человек не сможет стать полноценным членом общества. У него не формируется очень важное качество - адаптивность, то есть способность приспособиться к постоянно меняющемуся миру. Чем выше адаптивность, тем лучше идет процесс вхождения человека в новые социальные условия. Для развития любой способности необходим постоянно обновляющийся эмпирический опыт, который может появиться у личности, находящейся в условиях богатой стимулами социальной среды. В условиях депривации (потеря или лишение) социальных контактов формируется личность с поведенческими отклонениями, не способная к качественной адаптации в обществе.
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Социальная адаптация воспитанников детских домов».
Цель исследования: обоснование необходимости постоянного расширения сферы социальных контактов и обогащения стимулами социальной среды детей и подростков детских домов для повышения их адаптивности.
Объект исследования – воспитанники детского дома.
Предмет исследования – развитие личности воспитанников в условиях расширения социальных контактов и обогащения стимулами социальной среды.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что учет позитивного влияния процесса расширения сферы социальных контактов позволит более эф­фективно решать задачу социальной адаптации воспитанников детского дома.
Гипотеза определила задачи исследования.
Задачи:
  1. Рассмотреть проблему социальной адаптации сирот в разные исторические эпохи.
  2. Проанализировать особенности социальной адаптации воспитанников детских домов на современном этапе.
  3. Выявить, какие условия влияет на успешность социальной адаптации воспитан­ников.
  4. Рассмотреть, как пребывание в условиях детского дома влияет на особенности формирования личности воспитанников.
  5. Рассмотреть и проанализировать модель работы ГУ «детский дом» по социальной адаптации своих воспитанников.
  6. Определить, как особенности психического развития воспитанников влияют на успешность их социальной адаптации и обосновать необходимость расширения социальных контактов, введения и расширения социальных стимулов.
  7. Провести экс­периментальную проверку предположения, что расширение социальных контактов и обогащение стимулами социальной среды детей и подростков детских домов повышает их адаптивность.
Защищаемые положения:
Дефицит социальных контактов определяет особую потребность ребенка во внимании и доброжелательности. Неудовлетворенность этой потребности – основа социальной дезадаптации воспитанников детских домов в дальнейшей жизни.
На успешность социальной адаптации воспи­танников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психическо­го развития (которые формируются за время пребывания в детском доме). Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического разви­тия воспитанников можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной адапта­ции детей-сирот.
Воспитанники детских домов воспринимают воспитателей и педагогов как данность, как людей, занимающихся с ними по обязанности, и исключения здесь чрезвычайно редки. Люди, которые занимаются с ними "просто так", воспринимаются детьми иначе. Общение с таким взрослым помогает детям оценить себя как личность: раз с ними общаются, значит, они такие же люди, как все. Обогащается их социальный опыт, появляется опыт общения с разными людьми, формируется терпимость к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение, расширяется круг друзей. Мир распахивается.
Расширение социальных контактов способствует социальной адаптации воспитанников детских домов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, шкала Спилбергера, проективный тест определения уровня самооценки «Лесенка», методика «Исследование групповой сплоченности коллектива», программа тренинга личностного роста для подростков «Шаг навстречу».
База исследования. Базой исследования был выбран Детский дом. В исследовании принимали участие воспитанники младшего школьного и подросткового возраста семьи детского дома (всего 13 человек). В эксперименте принимала участие педагог-психолог, которая с детьми на базе подростково-молодежного центра проводила специально разработанный психологический тренинг «Шаг навстречу». Атмосфера подростково-молодежного центра и личность психолога-тренера выступали в данном случае дополнительными агентами социальной адаптации.
Для более точной оценки эффективности предложенного подхода необходимо было сделать первичные и итоговые срезы и на контроль­ной группе, а после проведения экспериментальной работы сравнить полученные данные. Однако в данных конкретных условиях это было невозможно сделать, так как основное условие такого сравнения - как можно более однородная контроль­ная и экспериментальная группа, а в детском доме количество групп незначитель­но, они очень сильно отличаются по количеству, составу, возрасту детей и другим существенным параметрам, т.е. такое сравнение будет некорректным.
Структура дипломной работы. Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первом разделе:
  • Рассмотрены проблемы социальной адаптации сирот в разные исторические эпохи и на современном этапе развития общества.
  • Социальная адаптация рассмотрена как основная цель воспитательной работы в детском доме.
  • Проведен теоретический анализ особенностей социальной адаптации воспитанников детских домов.
  • Изложено влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов и их на успешность социальной адаптации.
  • Описаны основные принципы социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома.
  • Дано обоснование важности метода расширения социальных контактов и социальных стимулов для социальной адаптации воспитанников детского дома.
Во втором разделе проведено экспериментальное исследование влияния метода расширения социальных контактов и стимулов на развитие личности в целом и на уровень социальной адаптации.
Результат исследования:
На основе анализа экспериментально полученных данных разработаны рекомендации по организации педагогического процесса в условиях детского дома, которые могут быть использованы руководителями и педагогами детских домов, интернатов и приютов.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу теоретических и практических аспектов социальной адаптации воспитанников детских домов, так и практическое его значение для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, воспитывающимися в детских домах.
Категория: Дипломные по психологии | Добавил: Alexey (15.06.2009) | Автор: Alexey E
Просмотров: 12246 | Комментарии: 3 | Теги: социальная адаптация, Купить дипломную по психологии, психическое развитие сирот, воспитанники детского дома, самопознание, здоровье детей - сирот | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 3
3 Екатерина  
0
сколько стоит работа и как заказать?

2 Татьяна  
0
сколько стоит
Ответ: пиши на Saitar@list.ru

1 Admin  
2
Спасибо за покупку!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]