Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Формирование самосознания и самооценки у детей младшего школьного возраста
Введение - Формирование самосознания и самооценки у детей младшего школьного возрастаАктуальность. В нашей стране проблема формирования самосознания подрастающего поколения, безусловно, ассоциируется с тем наследием, которое оставила нам советская система. При внешнем благополучии и видимой заботе о ребенке, лозунгах типа «Дети — наше будущее» идеологическая советская система в результате массового психологического насилия разрушила традиции семейного воспитания — главный фактор развития ребенка. Нам в наследство досталась система воспитания и обучения, построенная на тоталитарном сознании педагога и, что еще опаснее, психолога. Чем характеризуется тоталитарное сознание? Во-первых, это эгоцентризм — «Я» как фокус сознания. Во-вторых, принятие ответственности только за желательные результаты деятельности. В-третьих, это познавательный консерватизм, устойчивый консерватизм к любым изменениям. Люди, оставшись без сильной идеологии, которая проникала во все сферы жизни, испытывают состояние сильного мировоззренческого шока, влияющего на формирование самосознания подрастающего поколения. Перед взрослыми людьми стоит проблема осмысленности своего бытия, наполненности его жизненными принципами, личностными смыслами. Многие в таких условиях склонны скорбить по прошлому, в котором все было ясно и понятно. Они тоскуют по жесткому руководству на всех уровнях жизни. Им нужен тот, который знает «как», «зачем» и «когда». Выгоды таких отношений налицо: не надо много думать, мучиться перед выбором, быть ответственным за свой выбор. Всегда можно найти того, кто виноват в сложившихся обстоятельствах. К этой категории людей можно отнести и тех, кто спасение от мира ищет в религии, входит в различные группировки и секты. Есть и те, кто стремиться соответствовать традиционному буржуазному идолу "сильной личности", которая гордится своей устойчивостью, трудовыми и социальными достижениями, престижем и другими "внешними" ценностями. Наряду с этим часть людей руководствуются "Этикой самоосуществления", зиждущейся на абсолютизации спонтанных эмоциональных переживаний. Однако, "Этика самоосуществления" социально расплывчата и не опирается на твердые социально-нравственные императивы. С одной стороны, она как будто освобождает личность от порабощающего ее накопительства, погони за вещами, престижем и другими "внешними" ценностями. С другой стороны, "упоительный взгляд внутрь", характерный для религиозно-философских исканий американцев 70-х годов, оборачивается на практике предельно эгоистическим нарциссизмом и социальной безответственностью; как сказал американский публицист К.Лэш, их "преобладающая страсть – желание жить моментом, жить для себя, а не для своих предшественников или потомства"[28]. В связи с описанными выше тенденциями формируется социальный заказ на обоснованное воздействие на человека и группы людей. В целом появление практической психологии в образовании можно связать именно с этим. По мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека и относительно небольших групп людей (например, ученых-атомщиков или экологов). Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пределах не только одной страны или ряда стран, но и в масштабе планеты. Достаточно вспомнить аварию на ЧАЭС или решение вопроса о войне с Ираком. Отсюда и возрастание общественного интереса к проблемам человека, его индивидуальности, к возможностям воздействия на человека, условиям формирования его самосознания. Перед педагогами и психологами школ стоит задача создания педагогических условий, формирования навыков, умений и психических процессов, во-первых, обеспечивающих им успешное функционирование в жизни сегодня, во-вторых, создающие базу для дальнейшего развития. Скажем, можно построить работу с детьми, пришедшими в первый класс, таким образом, чтобы они приняли нормы и правила, адекватные началу учебного года, а можно сразу работать на перспективу, закладывая те умения, которые понадобятся для успешного обучения и общения и в первом и во втором классе. Для того чтобы осуществлять грамотное целенаправленное воздействие на детей младшего школьного возраста с целью формирования позитивного самосознания необходимо рассматривать эту проблему не только в онтогенетическом, а в более широком и емком биографическом ключе. Объект исследования. Процесс изменения в личности младшего школьника с точки зрения самооценки и самосознания. Предмет исследования. Педагогические условия и факторы, влияющие на формирование самосознания в младшем школьном возрасте. Цель исследования. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления изменений, происходящих в структуре самосознания младших школьников в результате целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Задачи исследования.
Защищаемые положения. Самосознание — это основа формирования умственной активности и самостоятельности личности. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Чем раньше у ребенка начнет формироваться адекватный Я-образ и позитивное самоотношение, тем успешнее он будет в любом виде деятельности и тем более гибким и адаптивным будет его поведение. В школе возникает новая структура отношений ребенка с социумом. Система "ребенок — учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям, к детям, к самому себе. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славина показали это экспериментально. Хорошее, "пятерочное" поведение и хорошие отметки — это то, что конструирует отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Оценки, которые получает младший школьник, влияют на самооценку, складывающееся самоотношение и формирующийся Я-образ. Плохие оценки формируют низкую самооценку, которая в дальнейшем влияет на отношения субъекта не только к себе, но и к окружающему миру, мешает адаптации в обществе, закрывается путь к дальнейшему личностному развитию. Идет нарушение психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию. Для психологически здоровой личности свойственна гармония между умением адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Отсутствие же возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи - это признаки психологически нездоровой личности. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:
Оказание помощи такому количеству детей в рамках школьной психологической службы невозможно. Поэтому особо остро встает проблема создания программ, направленных на профилактику нарушений психологического здоровья, то есть на формирование у детей характеристик психологически здоровой личности и позитивного самосознания. В возрасте 7–11 лет перед детьми появляется новая задача — социализации. До этого времени в самосознании ребенка доминировала эмоциональная составляющая: «Я-нравлюсь», «Я-способен», «Я-защищен». Специально созданные программы по развитию самосознания позволят сформировать у детей уверенность в успехе и признании, в возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность вне зависимости от их успешности в учебе. Это будет способствовать сохранению психологического здоровья и формированию позитивного самосознания. Новизна. Самосознание является «ядром личности», оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Формирование и развитие самосознания детей происходит под влиянием различных условий и факторов и в настоящее время складывается в непростой обстановке. Тоталитарное сознание, длительное время, насаждавшееся в советской семье как «ячейке общества», вызвало глубокое отчуждение родителей от детей. Отношения между родителями часто конфликтны, в результате чего взрослые не могут предложить ребенку идентификационные образцы. Требования родителей к ребенку противоречивы: взрослые, не умея справиться с собственными жизненными затруднениями, в то же время требуют от ребенка соответствия «идеалу», образу хорошего ребенка. Семья принимает ответственность только за положительные результаты развития ребенка. Опосредованно, через родителей, в зону риска по нарушению психологического здоровья попадает значительное количество детей. Понятие «психологического здоровья» выводит нас на понятие «готовность к развитию». Возникает необходимость внедрения программ, специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психолого-педагогического воздействия с целью создания условий для формирования позитивного самосознания, которое является показателем психологического здоровья. И опять же речь преимущественно идет не о тренинге нужных качеств, а о развитии способности детей к самоанализу, о принятии мира таким, какой он есть, об освобождении творческой энергии от пут тревожности и страхов, об обучении навыкам принятия решений в значимых ситуациях, о выработке индивидуального стиля учебной деятельности и общения. Полученные данные в ходе данного исследования подтверждают тот факт, что в школе необходимо осуществлять активное психолого-педагогическое воздействие на структуры самосознания растущего человека. Работать в этом случае надо на перспективу, закладывая то, что пригодится ребенку в дальнейшем. В работе с детьми младшего школьного возраста задача заключается в создании условий для развития адекватного Я-образа и позитивного самоотношения, что будет залогом успешности в любом виде деятельности, гибкости и адаптивности поведения ребенка в дальнейшем. Эти характеристики являются характеристиками психологически здорового человека, который выступает как субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, который способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Активное воздействие с целью формирования самосознания - это решение проблемы сохранения психологического здоровья подрастающего поколения, которому жить и работать условиях динамизма социальных процессов, в эпоху нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее. База исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б», 4 «А» и 4 «Б» классов школы города. В формирующем эксперименте приняли участие 1 «А» и 4 «А» классы. В начале эксперимента еще до проведения занятий по программе развития самосознания было проведено констатирующее исследование уровня самооценки учащихся. По завершению программы занятий по развитию самосознания было проведено повторное исследование уровня самооценки. В дальнейшем эти классы в дипломной будут называться экспериментальными. Для сравнения полученных данных о динамике изменения самооценок учащихся после целенаправленного психолого-педагогического воздействия в эксперимент были введены два контрольных классов. В 1 «Б» и 4 «Б» также были проведены исследования уровня самооценки учащихся этих классов, но занятия по программе развития самосознания не проводились. В дальнейшем эти два класса будут именоваться экспериментальными. | |
Просмотров: 15383 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||