Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии |
Влияние стиля общения учителя с классом на социальное поведение детей - дипломная по психологии
Введение готовой дипломной - Влияние стиля общения учителя с классом на социальное поведение детейОдним из важнейших условий функционирования любого государства является крепкое, стабильное, гуманное, демократическое общество, способное к активной жизнедеятельности и репродукции. Радикальное преобразование всех сфер жизнедеятельности, переход страны на новые социальные, экономические основы, преобразования, активно осуществляемые не только в экономической, но и в социокультурной сфере требует изменений в функционировании основных социальных институтов общества, в том числе и модернизации образовательных учреждений. Развитие рыночных отношений обостряют противоречие социально - политического, экономического, культурно - нравственного характера. Провозглашение суверенитета, прогрессивное поступательное развитие нашего государства, гуманизация и демократизация образования, разнообразие, сложность и противоречивость новых процессов значительно актуализируют роль человеческого фактора. Перечисленные и другие обстоятельства влияют не только позитивно, но и обостряют внутриличностные конфликты, приводят к проблемам в семье, разрушают привычные, устоявшиеся ценности, приводят к негативным результатам проводимых реформ, отрицательно сказываются на общественном (социальном) поведении детей, способствуют развитию различных психологических аномалий у подрастающего поколения, порою требующие даже медицинского вмешательства. Поэтому складывающаяся ситуация ставит перед необходимостью более сознательного использования имеющихся воспитательных потенциалов процесса обучения, поиска и адаптации новых педагогических технологий, определения их позитивных влияний на ход и результаты социального становления подрастающего поколения в новых условиях. В условиях гуманизации образования педагогика призвана создать условия в семье и школе для поступательного развития человеческой личности, актуализировать её внутренние ресурсы и помочь каждому ребенку в его самораскрытии и саморазвитии. Исходя из этого, одним из основных направлений современной образовательной системы можно считать поиск резервов личностного становления подрастающего поколения, а также разработку привлекательных методов, средств, способов, приемов, технологий, стимулов, в целом воспитательных влияний и взаимовлияний с учетом периодов сензитивности развивающейся личности. Образовательные учреждения с полным правом можно рассматривать как социальную систему, представляющую собой институт социализации человека, когда у юного гражданина формируются те качества и свойства личности, которые помогут ему в дальнейшем функционировании и жизнедеятельности в данном обществе. Школьный возраст представляет собой особый период жизни человека. Именно в этом возрасте появляется возможность сознательной саморегуляции поведения на основе усвоенных ранее как общечеловеческих знаний, правил и норм поведения. Наблюдаются настойчивые усилия и попытки сдерживать свои стихийные желания и подчинять их установленным социальным требованиям и нормам поведения (С.П.Баранов, Л.И. Божович, Н.Г. Косолапов, И.А.Малашихина. Т.А.Маркова, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова, С.Г. Якобсон). Эмпирический материал наблюдений, результаты теоретических обобщений по этой проблеме, данное исследование позволяют утверждать, что детям этого возраста оказываются свойственны многие общественные действия, которые часто не требуют постоянного контроля со стороны учителя или родителей. Тем самым школьный возраст оказывается сензитивным периодом для развития многих социогенных потенций человека. За время обучения в школе при наличии благоприятных условий у ребенка получают развитие все уровни психики. Общее интеллектуальное развитие восприятие, память, мышление, внимание, логические операции развиваются столь же интенсивно, как и общественное (социальное) поведение школьника. И все-таки полагаться лишь на саморазвитие и самораскрытие ребенка нельзя. Сегодня социальное становление личности маленького человека часто протекает стихийно, без целенаправленных наблюдений взрослых за фактами и явлениями их общественной жизни, ростом их ответственности и самостоятельности. Анализ степени научной разработанности проблемы формирования социального поведения школьников показывает, что в психологии и педагогике рассмотрены различные аспекты этой проблемы. Это, во-первых, исследования, посвященные младшему школьному детству и образованию (Ш.А. Амонашвили, В.Э. Бауэр, Л.А. Венгер, У.Б. Гаджиева, В.В. Галанина, А.В. Запорожец, И. А. Малашихина, и др.); работы, касающиеся процесса социализации личности и формированию гражданственности, толерантности, культуры поведения (К.А. Абульханова - Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, М.А. Галагузова, Б.С. Гершунский, Т.И. Добровольская, Н.В. Кленова, И. С. Кон, И. Н. Курочкина, Б.А. Тахохов, В. А. Сухомлинский и др.); работы, в которых рассматриваются вопросы гуманизации семейного воспитания и дошкольного образования (Ю.П. Азаров, А.Ю. Гранкин, О. П. Демиденко, С. В. Ковалев, Т. А. Куликова и др.). Изучение теоретической литературы по проблеме формирования социального поведения детей и подростков привело к мнению, что необходим новый взгляд на профессиональную компетентность и подготовку учителя. Если исходить из того, что именно учебные результаты учеников считаются основным показателем эффективности труда педагога, то и при его подготовке упор должен делаться на методическую оснащенность. Если же не сводить эффективность труда педагога только к учебным результатам, то его подготовка подразумевает не только овладение методиками преподавания, но и повышение уровня его коммуникативной компетентности. Это означает, что учитель должен уметь создавать обстановку, дающую ученикам возможность чувствовать себя в безопасности и способствующую развитию их способностей. В стиле педагогического общения конкретного учителя проявляется как сформированность его коммуникативных навыков, так и личностная готовность к их совершенствованию. Поэтому совершенствование стиля педагогического общения должно занять важное или даже одно из ведущих мест не только в подготовке будущих учителей, но и в системе повышения квалификации педагогов. До конца 70-х годов прошлого века основной упор делался на повышении методической культуры учителей и обновлении их знаний о психологических особенностях учеников. Имеется достаточно много работ, посвященных воздействию стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты личностного развития учащихся. В них исследуется: влияние индивидуального стиля педагогической деятельности учителей-гуманитариев на результативность обучения в средних и старших классах (А.К.Маркова, А.Я.Никонова)[38], влияние стиля педагогической деятельности учителя на мотивацию учащихся средних классов (Ю.Б.Гатанов), влияние эмоционального состояния учителя на продуктивность урока в средних и старших классах (А.О.Прохоров)[58], влияние способа обращения педагога на успешность обучения в средних классах (Б.Г.Ананьев)[10]. Однако исследований, посвященных влиянию стиля педагогического общения учителя на социальное поведение школьников, найти не удалось. Отсутствие исследований, посвященных выяснению особенностей влияния определенных стилей педагогического общения учителя на социальное поведение школьников в традиционной системе обучения определяет проблему исследования. Исследования этой проблемы необходимы, так как влияние стиля педагогического общения на социальное поведение школьников должно быть подтверждено экспериментально. Предлагаемая работа и является исследованием такого рода. Вышесказанное определило тему настоящей дипломной работы: «Влияние стиля общения учителя с классом на социальное поведение детей». Цель исследования: научное обоснование влияния стиля общения учителя с классом на социальное поведение детей. Объект исследования: педагогическая психология. Предмет исследования: стили педагогического общения, особенности влияния определенных стилей педагогического общения учителя на социальное поведение детей. Цель, объект и предмет исследования позволяют выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза: предполагается, что стиль общения учителя оказывает влияние на социальное поведение детей: а) если классный руководитель придерживается демократического стиля педагогического общения, то он может реально обеспечить высокий уровень групповой сплоченности в классе, позитивный психологический климат. б) если учитель придерживается авторитарного стиля педагогического общения, то он может обеспечить средний уровень групповой сплоченности в классе, низкий количественный показатель психологического климата или состояния коллектива; в) если учитель придерживается либерального стиля педагогического общения, то он может обеспечить средний уровень групповой сплоченности в классе, низкий количественный показатель психологического климата или состояния коллектива. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: методика самооценки стиля общения «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки», методика «Экспертная оценка сплоченности учебной группы», методика «Изучение психологического климата в учебной группе». База исследования: Базой исследования были выбраны школы города. Выбор педагогов для включения их в экспериментальное исследование шел по критерию выраженности того или иного стиля общения классных руководителей старших классов: авторитарного, либерального, демократического. Были сформированы три группы учителей в количестве 5 человек в каждой. В первую группу вошли классные руководители, у которых была диагностирована высокая степень выраженности авторитарного стиля общения; во вторую группу вошли классные руководители, у которых была диагностирована высокая степень выраженности демократического стиля общения; в третью группу вошли классные руководители, у которых была диагностирована высокая степень выраженности либерального стиля общения. Период подбора педагогов для дипломного исследования длился два месяца: ноябрь и декабрь 2009 года. Стаж работы этих учителей составляет от 7 до 15 лет. Все педагоги женского пола в возрасте от 20 до 35 лет. В эксперименте принимали также участие заместители директоров по воспитательной работе и педагоги-психологи школ, в которых работают классные руководители, принявшие участие в эксперименте, и учащиеся их классов. Структура работы: Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, две главы, 19 подглав, заключение, список использованной литературы и приложения. | |
Просмотров: 6162
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |