Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Среда, 02.07.2025
Главная » Статьи » Психология » Дипломные по психологии

Изучение темперамента в педагогической деятельности - дипломная по психологии

Введение - Изучение темперамента в педагогической деятельности

Каждый человек – это целый том,
если вы только знаете, как читать его.
У. Чэннинг

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Несмотря на это, проблема темперамента относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Огромный вклад в её решение внесли такие учёные-психологи, как Иммануил Кант, И.П. Павлов, Я.Стреляу, В.М. Русалов, У. Шелдон, В.В. Мегедь, Б.М. Теплов, Э. Кречмер, П.К. Анохин, В.Д. Небылицин.
Считается, что темперамент:
  • не зависит от содержания деятельности и поведения (независимо от смысла, цели, мотива деятельности);
  • универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  • рано проявляется в детстве;
  • устойчиво в течение жизни человека;
  • является наследуемым.
От темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определённые контакты с другими предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим. По одной из многочисленных теорий люди обладают одним из четырёх типов темперамента: холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим. Психологи признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.
В педагогической деятельности проблема изучения темперамента также является актуальной. Знания о темпераменте позволяет педагогу скорректировать свою педагогическую деятельность, исходя из особенностей темперамента детей. В психологической литературе уделяется достаточно много внимания проблеме индивидуализации педагогического процесса через применение знаний о темпераменте учащихся. Существуют также исследования о том, что педагогические способности и индивидуальный стиль деятельности педагога имеют; природные предпосылки и во многом зависят от темперамента. Путь к мастерству лежит через его самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Каждый специалист проходит этот путь, опираясь на свои индивидуальные особенности.
В педагогической деятельности существует неизбежность негативных факторов. Специфические особенности профессиональной деятельности педагога способствуют психоэмоциональному и физическому напряжению. Напряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако она может быть и неадекватна педагогической ситуации, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения педагога и его здоровье, приводит к стрессовым состояниям. В последнее время много говорят о таком явлении, как профессиональное выгорание. У нас об этом феномене заговорили совсем недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Педагоги в особенности подвержены синдрому профессионального выгорания. Разрабатываются методы по сохранению психологического здоровья педагогов, профилактике профессионального выгорания. Основой этих программ является утверждение, что очень многое зависит от умения правильно воспринимать и реагировать на события. Будущему и практикующему психологу необходимо не только уметь вовремя оказать психологическую помощь тем, кто работает рядом, но и уметь прогнозировать поведения людей в разных, особенно в критических ситуациях, которых в работе педагога предостаточно. На данный момент в психологии такая актуальная задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации является не разрешенной. Как будут реагировать педагоги на стрессовую ситуацию в зависимости от их темперамента? Ответ на этот вопрос позволит умело построить программы по сохранению психологического здоровья педагогов, направленные на повышение адаптационных возможностей личности. Вооруженный этими знаниями педагог целенаправленно сможет разработать собственную программу по самовоспитанию и самосовершенствованию, что будет основой профилактики профессионального выгорания.
Объект данного исследования – педагоги учреждений образования.
Предмет – темперамент в педагогической деятельности и его проявления.
Целью данной дипломной работы является теоретическое и практическое обоснование гипотезы о зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
Задачи:
  1. Изучить историю учений о типах темперамента.
  2. Рассмотреть типы темперамента и их психологическую характеристику. Определить место темперамента в структуре личности педагога.
  3. Рассмотреть явление профессионального выгорания и его основные стадии.
  4. Изучить понятие стресса и его роль в адаптации в критических ситуациях.
  5. Проверить гипотезу о том, что стресс будет различаться в соответствии с типом темперамента.
Гипотеза – тип эмоционального реагирования педагога на стресс зависит от типа темперамента.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как темперамент, профессиональное выгорание, стресс, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы по грамотному управлению педагогического процесса.
Категория: Дипломные по психологии | Добавил: Alexey (04.06.2009) | Автор: Alexey E
Просмотров: 6742 | Комментарии: 2 | Теги: Дипломные по психологии, темперамент | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
1 ааа  
1
)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]