Главная » Статьи » Психология » Курсовые по психологии |
Феномен группового давления - курсовая работа по психологии
Введение - Феномен группового давления
Социальная психология на современном этапе способна объяснить многие феномены общественной жизни, взаимоотношений людей между собой. Социальная психология исходит, прежде всего, из того, что чем бы ни занимался любой человек в своей жизни, он постоянно вступает во взаимоотношения с другими людьми. При этом происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).
К. Маркс писал: "В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство”. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Еще В. И. Ленин, отвечая на вопрос о том, по каким признакам следует судить о реальных помыслах и чувствах отдельных людей, писал: "Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, — а так как речь идет только об общественных "помыслах и чувствах”, то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты”. Итак, всякое производство предполагает объединение людей. Для того чтобы производить, люди должны объединиться, — так учит марксизм. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения, динамических групповых процессов (феномена давления группы, конформизма, формирования групповой сплоченности) особенно важны для практического психолога. Анализ групповых процессов позволит ему посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и интересных вопросов: что происходит в данной группе? как она развивается? каковы важнейшие пути и факторы, определяющие процесс изменения группы во времени? как обеспечивает группа свое внутреннее единство? Вооруженный этими знаниями психолог сможет повлиять на эффективность взаимодействия людей друг с другом. Например, практический психолог в образовании может повлиять на отношения учителя и классного коллектива, создать условия для того, чтобы педагог смог продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ данной курсовой: Изучение феномена группового давления, групповой сплоченности. ЗАДАЧИ:
Социальные группы. Предмет исследования: Процесс принятия норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, конформизм), разделения членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности). | |
Просмотров: 7743
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |